Проверки на северных дорогах

Северный завоз попал под прицел комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания. В четверг на ее заседании рассматривался вопрос о результатах комплексной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на закупку и доставку топливно-энергетических ресурсов в 2008–2009 годах в районы Крайнего Севера.

Как сообщила председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева, нецелевое использование средств по северному завозу составило свыше 200 млн рублей. Основные недочеты, по ее словам, заключаются в том, что не соблюдается единая методика определения потребностей в топливе. Зачастую министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи просто согласовывает заявки от муниципальных образований. При таком дружески-доверительном подходе трудно оценить реально необходимые объемы топливно-энергетических ресурсов.

Плохо отрегулировано и проведение открытых аукционов на доставку грузов в северные территории. Из-за отсутствия конкурентной борьбы сделка заключается с единственным участником конкурса, как правило, по максимальной цене, которую некому «уронить». Поскольку торги проходят в Иркутске, многих местных предпринимателей, готовых поучаствовать в споре, отпугивает дорогостоящий перелет, волокита с процедурами согласования, длительность аукциона (до одного месяца). Когда же эта искусственная дискриминация была единожды нарушена и конкурс на поставку топлива в Киренский район разыграли три участника, то в итоге торгов первоначальную цену удалось снизить почти на четверть. Экономия потянула на 41,7 млн рублей. 

Ирина Морохоева отметила отрицательную динамику финансирования северного завоза. В 2008 году на эти цели из областного бюджета планировалось выделить 955 млн рублей субсидий, но реально эта цифра составила 885 млн рублей. Большая часть средств – 48,3% – досталась Бодайбинскому району, на долю Киренского пришлось 26,8%, Мамско-Чуйского – 18,9%, Катангского – 6%.

В 2009 году субсидии были урезаны до 757 млн рублей, хотя фактически районы на приобретение топлива затратили 843 млн рублей. В итоге задолженность, которая повисла на северных территориях, превышает 100 млн рублей.

Аудиторы обратили внимание на то, что при нехватке денежных средств северные территории завозят излишки топлива. Особенно переусердствовал  Бодайбинский район. После отопительного сезона 2008/2009 года на складах осталось 45% угля от годовой потребности. Большие остатки мазута и дизтоплива обнаружены в Киренском районе. Мэры в свое оправдание ссылаются на предыдущую мягкую зиму, подкинувшую незапланированную экономию. Нынешняя, исключительно морозная, съела все остатки.

– Хоть и не любят вспоминать советские времена добрым словом, – отметила мэр Катангского района Галина Головченко, – но мы тогда имели двухлетний запас топлива, и никакие катаклизмы нам были не страшны.

Радикальное решение проблемы предложил  руководитель агентства по государственному заказу Иркутской области Сергей Дубровин:

– Я считаю, муниципалитеты должны наступить на горло своей песне и передать полномочия по проведению аукционов области. Ей намного проще решить вопрос по поставщикам, чем местным властям, не имеющим выхода на федеральные органы власти.

Выяснилось, что Законодательное Собрание обращалось уже к прежнему руководству области с подобным предложением, но не нашло поддержки. Возможно, сейчас появился шанс реанимировать старую идею.

Выслушав все стороны, комиссия по контрольной деятельности ЗС рекомендовала вернуть в областной бюджет 31,4 млн рублей, использованных не по назначению администрациями Мамско-Чуйского и Бодайбинского районов, а также принять меры к устранению недостатков, выявленных КСП в северных районах.