ЕГЭ ломает традиции

Выпускные экзамены – 2010 пройдут под контролем Общественной палаты

Единый государственный экзамен по-прежнему остается возмутителем спокойствия учеников, родителей и учителей. До сих пор не утихают споры: есть ли польза от ЕГЭ, можно ли его считать основным способом проверки качества знаний?

Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения круглого стола, организатором которого выступила Общественная палата Иркутской области.

Еще в прошлом году ЕГЭ из эксперимента стал обязательной формой итоговой аттестации учащихся. В 2009 году среднюю школу в Иркутской области окончили 16 тыс. 750 человек (это 93,8% от числа допущенных к экзамену выпускников). Из них 353 (2,1%) с золотой медалью и 461 (2,7%) – с серебряной. В основные сроки – с 26 мая по 20 июня – единый государственный экзамен сдавали 19 тыс. 507 участников. ЕГЭ-2009 проходил по 14 предметам: два обязательных (русский и математика), остальные по выбору. Один выпускник Чунского района помимо обязательных выбрал еще девять дополнительных предметов.

– Мы детей не ограничиваем, хотят сдавать – пусть сдают, – пояснила советник министерства образования Иркутской области Наталья Краснова. – Однако большинство выбрало в общей сложности по три и четыре экзамена.

15 тыс. школьников в прошлом году в качестве дополнительного экзамена решили сдавать обществознание и историю. Значит, большинство выбрали для себя экономические и юридические специальности. Подводя итоги прошлогоднего ЕГЭ, специалисты отмечают: лучшие результаты показали лицеисты и гимназисты. В целом же количество учеников, которые набрали максимум баллов, уменьшилось. Если в 2005 году число «стобалльников» составляло 15 человек, то в 2009-м их было только десять.

Настораживает специалистов и количество выпускников, которые не справились с ЕГЭ в прошлом году. Их число составляет 6,2% – 1 тыс. 108 человек. Это те ребята, которые не смогли либо по одному обязательному предмету, либо сразу по двум преодолеть нижний порог баллов, установленный Рособрнадзором. Данная цифра намного выше общероссийской и чуть выше среди регионов Сибирского федерального округа.

– Причина, прежде всего, в слабой подготовке учителей, – резюмирует Наталья Краснова. – Долгое время нашими оппонентами являлись преподаватели. ЕГЭ сломал эту традицию, когда учителя не только сами учили, но и ставили оценки.

С советником министерства не согласился бывший выпускник, ныне студент БГУЭП Прохор Буркин:

– У нас много школ, где преподают на очень высоком уровне, другое дело: в выпускные классы попадают ученики, которые впоследствии и не собираются поступать в вузы. Им все равно – сдадут они ЕГЭ или нет. Они давно решили, что пойдут в училище. Мне кажется, те, кто не пошел в вуз после одиннадцатого класса – это ученики, не справившиеся с ЕГЭ.

Руководитель регионального центра обработки информации ЕГЭ Ирина Каменяр объясняет, что на самом деле количество не справившихся с итоговой аттестацией учащихся уменьшилось по сравнению с предыдущими годами:

– Когда был эксперимент, работала система «плюс один». Выпускник писал на «двойку», ему добавлялся балл, он получал «троечку» и благополучно оканчивал школу с аттестатом. В 2007 году 40% не справились с работой, в 2008 году их число уменьшилось до 37%. Теперь дополнительного балла нет и поставить «тройку» мы не можем, отсюда и результат.

Сомнения в пользе ЕГЭ высказал заместитель председателя комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области Леонид Выговский:

– Совмещая выпускной экзамен в школе со вступительным в вузе, мы зачисляем ребят в высшие учреждения. А проверки, проведенные в течение первого семестра обучения первокурсников, показывают, что не всегда то, что написано в свидетельстве ЕГЭ, соответствует фактическому положению дел.

Главная проблема, по мнению руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования по Иркутской области Александра Костина, кроется в стандартах высшего профессионального педагогического образования:

– Соотнести пятибалльную оценку, которая применяется в школах, и 100-балльную систему ЕГЭ – невозможно. Будущие молодые педагоги, которые приходят из вузов, не готовы к новым системам оценки знаний учащихся. Если текущие задания – контрольные, самостоятельные – оценивать по критериям ЕГЭ, то проблем здесь не будет. И тогда никого не надо «натаскивать».

С ним согласна и директор лицея ИГУ Елена Кузьмина:

– Раньше экзамены предполагали проверку знаний учащихся за 10–11 класс – старшую экзаменационную ступень, а ЕГЭ оценивает знания с пятого по одиннадцатый класс, так составлены эти варианты билетов. Поэтому главная задача педагога – чтобы ученик в одиннадцатом классе не забыл, что изучил в пятом.

Обсуждения плюсов и минусов ЕГЭ продолжаются. Проверяя школьников на наличие знаний, единый государственный экзамен сам проходит испытание – временем. Представители Общественной палаты Иркутской области намерены присутствовать на экзаменах 2010 года. И, возможно, тогда сторонников у ЕГЭ станет больше.