Виталий Шуба: Надо увеличить регионам долю налогов

На прошлой неделе вместительный читальный зал Байкальского государственного университета экономики и права был забит до отказа. Оставшиеся без мест студенты самоотверженно теснились у дверей, не желая упустить редкую возможность послушать авторитетного гостя – депутата Госдумы, первого зама председателя комитета по бюджету и налогам, доктора экономических наук Виталия Шубу.

Представляя старожила российского парламента, четырежды делегированного туда населением Иркутской области (в пятый раз он прошел по партийному списку), председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина подчеркнула, что встреча с Виталием Шубой не случайна. Это старт партийного проекта «Люди «Единой России».

По ее словам, сегодня в области насчитывается более 28 тыс. членов партии. Они трудятся в разных областях: «лечат, учат, строят дороги, сеют, пашут…» Многие из них неординарные личности, вносящие немалый вклад в развитие российской экономики, культуры, образования.

– И мы решили рассказать о них. Но не с помощью биографий, а посредством их дел, – отметила спикер ЗС. – Это, я считаю, самый убедительный способ. Когда-то в России практиковался важный инструмент общения – публичные лекции. Мы решили возродить эту традицию, предоставив первое слово человеку, приложившему свою руку к осуществлению таких масштабных проектов как строительство автодорог Братск – Падун, Усть-Кут – Магистральный, Токсимо – Бодайбо, объездных дорог в Иркутске и Тайшете, мостов через Ангару и Лену, возведение Восточно-Сибирского онкологического центра, драматического театра в Братске, ледового дворца в Ангарске.

Налоговое бремя снижается

Как знаток налоговой и бюджетной системы, Виталий Шуба, естественно, остановился на этой теме в своей публичной лекции. Делая экскурс в прошлое, заметил, что в начале 1990-х годов, когда только формировалось налоговое законодательство, из советского времени заимствовали карательный характер налоговой системы, приводящий к жесткому администрированию и сужению прав налогоплательщиков. Это было продиктовано сжимающимися объемами внутреннего валового продукта страны, дефицитом бюджетных средств и высокой инфляцией.

Важным шагом в области совершенствования налоговой системы, отметил Шуба, явилось принятие в 1998 году первой части Налогового кодекса РФ, отказавшегося от карательного характера. В Кодексе были прописаны основные взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

– Мы закрепили норму, что федеральные, региональные и местные налоги должны носить закрытый характер, нельзя произвольно расширять объем налогов, хозяйствующим субъектам сложно сориентироваться в экономическом пространстве. В ходе проводимой реформы партия «Единая Россия» отстаивала четыре значимых постулата: реальное снижение налогового бремени на бизнес и налогоплательщика, выравнивание условий налогообложения, то есть упразднение необоснованных льгот, создание рациональной налоговой системы, которая позволяла развиваться бизнесу, а также совершенствование налогового администрирования.

За последние годы все поставленные задачи успешно реализуются. Ставка по налогу на прибыль уменьшена с 35 до 24%. Снижена ставка единого социального налога: с 36 до 26%. На 2% снижен НДС. Отменены налоги на реализацию ГСМ, на владельца транспортных средств, с продаж…

– Еще в начале 2000-х годов взималось более 100 налогов и сборов. Сегодня их число сократилось до 14. Из них девять федеральных, три – региональных, два – местных. Наша партия считает, что если государство не может обеспечить гражданину доходы выше прожиточного уровня, то государство не имеет право взимать налоги с его скромных доходов. 

Тексты поправок везли за мной на тележке

Заслуга Госдумы II созыва, по мнению Виталия Шубы, это разработка и принятие Бюджетного кодекса РФ. Он вступил в действие с 1 января 2000 года. В нем прописан весь бюджетный процесс, все нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения федерального бюджета.

– Как-то иркутские журналисты, будучи в Москве, попросили меня показать поступивший в Госдуму проект закона о федеральном бюджете на будущий год. Спрашивают – в какой папочке он у вас лежит? Я смеюсь – прошли времена, когда в папочке лежал, сейчас у нас другая единица измерения – коробки из-под ксерокса. Видите, стоят четыре коробки – там как раз размещается федеральный закон о федеральном бюджете.

Бюджетный кодекс подвергался дважды серьезным изменениям. В первый раз это случилось в 2004 году.

– Тогда партия «Единая Россия» предприняла мужественный шаг, сказав, что принятые ранее социальные обязательства, носящие популистский характер, не обеспечены реальными финансовыми ресурсами. Объем этих обязательств превышал возможности бюджета примерно на 160%.

Была проведена серьезная и очень масштабная законодательная работа. Приняты два базовых закона. Первый – об общих принципах организации местного самоуправления, второй – об общих принципах организации государственной власти в субъектах РФ. Этими законами были разделены полномочия между уровнями власти.

В историю вошел и 122-й закон, известный как закон о монетизации льгот.

– По решению руководства партии «Единая Россия» мне пришлось как раз его курировать, – рассказал Виталий Шуба. – После первого чтения поступило более 10 тысяч поправок. Когда я вышел на трибуну, тексты поправок везли за мной на тележке. Накал страстей был таков, что, поднявшись на трибуну в 10 часов утра, я сошел с нее лишь в восемь часов вечера.

Следующие фундаментальные изменения произошли в 2007 году, в связи с принятием 63-го федерального закона.

– Этот закон, на мой взгляд, внес очень важную коррективу – удлинил горизонт планирования бюджетных расходов и прогнозирование доходов. Одновременно он упростил принятие бюджета, сократив число чтений с четырех до трех.

Экономический кризис урезал доходы федерального бюджета в 2009 году более чем на 3 трлн рублей.

– Но благодаря созданию Стабилизационного фонда нам удалось профинансировать все социальные обязательства, взятые на себя государством.

Государство с помощью взвешенной межбюджетной политики постоянно наращивает объем финансовой помощи регионам. Особенно массированной эта поддержка оказалась в минувшем году – было выделено 1,4 трлн рублей, что почти в полтора раза больше ассигнований 2008 года.

Виталий Шуба не оспаривает целесообразность этих финансовых вливаний, но тем не менее у него имеется своя точка зрения на оздоровление региональных бюджетов:

– Мое мнение: нам необходимо вместо увеличения финансовой помощи из центра наращивать объем налоговых доходов, зачисляемых напрямую в бюджеты субъектов федерации.

Вопросы из зала

– Вы говорите, что планируется увеличить налог на имущество богатых и снизить на имущество менее зажиточных граждан. Насколько радикально это будет сделано?

В. Шуба: – Не только планируется, но уже принят в первом чтении законопроект по налогу на имущество, который отменяет два ныне действующих налога: земельный и на имущество. Смысл его: дорогая недвижимость должна облагаться по более высоким ставкам. Налог на имущество обязан стать одним из основных источников формирования доходов, как регионов, так и муниципальных образований. 

– Почему для всех регионов установлен единый уровень минимальной заработной платы, без учета поясных коэффициентов?

В. Шуба: – Два года назад в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения. Записали, что величина минимальной оплаты труда не может быть ниже, установленной федеральным законом, но региональные власти могут увеличить ее на размер районных или северных надбавок, действующих на той или иной территории. Это положение относится и к Иркутской области. Увеличивать или не увеличивать – это зависит от собственных финансовых возможностей. Насколько я знаю, это тема активно обсуждается в Законодательном Собрании и правительстве Иркутской области.

– Насколько справедлива система налогообложения, когда, работая на территории Иркутской области, компания платит налоги по месту прописки, в том же Питере или Москве?

В. Шуба: – Согласен, несправедливо. Что делать? Необходимо разработать закон, который позволил бы оставлять налоги, прежде всего налог на прибыль, на территории, где ведется бизнес. Теперь: что делается? На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтение федеральный закон о трансфертном ценообразовании, т.е. об установке цены на продукцию наших компаний. Сейчас сплошь и рядом цена занижается, доходы сжимаются, и регионам достаются лишь крохи от реальной прибыли. Закон, который позволит налоговым органам устанавливать истинную цену, а значит, и истинную прибыль, уверен, позволит вернуть в региональные бюджеты немалые деньги.