10.03.2010 13:00
Рубрики
Культура
10.03.2010 13:00

«Бонни и Клайд» в Иркутске

Мировая премьера мюзикла открыла Год Франции в России

Они преступили закон – грабили и убивали ни в чем не повинных сограждан, а на самом деле были всего лишь мечтателями, извращенно понимающими суть американской мечты. Такой предстала на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского в мюзикле «Бонни и Клайд» печально известная американская парочка 1930-х годов.

Интрига этой премьеры не только в сюжете. Постановка французского режиссера Александра Бонштейна официально открыла в Иркутске год Франции в России и России во Франции. Более того, это событие можно официально считать мировой премьерой, которую не смогли пропустить автор мюзикла Бернар Поли и атташе по культуре посольства Франции в РФ Бланш Гринбаум-Сальгас.

– 27 февраля в Пушкинском музее стартовала выставка Пабло Пикассо, с которой началось открытие года Франции в России, – такими приветственными словами к зрителям обратилась Бланш Гринбаум-Сальгас. – И сегодня мы станем свидетелями знаменательного события – мировой премьеры мюзикла «Бонни и Клайд». Это произошло благодаря усилиям директора театра Владимира Шагина.

Зал взорвался аплодисментами, а удостоенный комплимента директор преподнес даме огромный букет розовых роз. После этого спектакль, где в лучших традициях жанра есть «и любовь, и кровь», начался, к огромному удовольствию публики, скупившей в этот день все билеты.

Постановка, которая обещала стать самой громкой премьерой сезона, получилась действительно впечатляющей, но, к счастью, не пафосной. Художник Алексей Тарасов создал декорации в весьма сдержанных тонах. Пространство спектакля в его интерпретации отнюдь не Америка огней и небоскребов, образ, которой прочно устоялся в голове россиян, а скорее деревянная Америка окраин. Декорации, обрамляющие огромный экран, имитируют сколоченные из горизонтальных досок заборы. А вот видеоряд на экране, напротив, словно пространство мечты и несбывшихся иллюзий главных героев. Бонни Паркер (в разных составах Светлана Лунюшкина и Юлия Пихтина) и Клайд Бэрроу (Евгений Алешин, Сергей Помазан) мчатся на синем «форде» к призрачному счастью и поют про любовь – то в клубах дыма, то при полной луне, то на фоне звездного неба. Да так самозабвенно, что с трудом веришь, неужели в следующую минуту они могут лишить кого-то жизни.

И ведь начиналась эта история так невинно. Он, неудавшийся предприниматель, схлопотавший статью за незаконное разведение индюшек в своем дворе, и она, несостоявшаяся поэтесса, столкнулись на улице и влюбились друг в друга. После главного героя сразу посадили в тюрьму, а она помогла ему бежать. Вместо того чтобы начать честную, полную трудовых подвигов жизнь, Бонни подбивает своего кавалера ограбить банк, но операция заканчивается арестом. Матери Клайда, подкупив судью, удается вызволить его из сетей правосудия. Но криминальный вирус уже растворился в крови влюбленных. Они не только осознанно решают жить такой жизнью, но и втягивают брата Клайда (Александр Айдаров, Владимир Антипин) и его жену Бланш (Александра Гаращук, Анна Рыбникова) в свой преступный бизнес. Более того, к ним в банду просится механик Даблью-Ди Джонс (Арсен Митичашвили, Святослав Чернышев). Невероятно, но факт: автор музыки и текста Бернар Поли создавал свою историю, основываясь на документальных источниках.

– Я много работал в архивах. Мне не просто была важна достоверность, еще очень не хотелось повторить фильм, который был снят ранее, – признался Бернар Поли. – Ведь я долго искал для своего мюзикла историю, которая бы привлекла публику. И, наконец, нашел. История Бонни и Клайда известна во всем мире и включает в себя такие классические ингредиенты, как любовь, ненависть, деньги, убийство. Можно сказать, что это Ромео и Джульетта наших дней. Кстати, я нашел много настоящих фотографий Бонни и Клайда, чьи портреты были когда-то на первых страницах всех газет.

Сами копии этих газет использованы в декорациях к спектаклю. Многие сцены мюзикла разворачиваются на фоне американских аналогов стенда «Их разыскивает милиция». Кстати, фигурируют в постановке и представители прессы, которые, по мнению режиссера Александра Бонштейна, выступившего одновременно и хореографом спектакля, сначала сделали из главных героев чуть ли не Робин Гудов, а потом низвергли в небытие. Пародия на журналистскую братию в спектакле скорее комичная и забавная, чем обидная. Отдельного внимания заслуживают костюмы, часть из которых была привезена из Франции. А вот качеством ткани в России художник по костюмам Жак Верзье остался недоволен, поскольку нужного оттенка для костюма Клайда в Иркутске найти не смогли. В результате главный герой предстал в оранжево-охристой гамме.

– В целом я придерживался стиля эпохи 1920–1930-х годов, – уточнил Жак Верзье. – Это время экономической депрессии в Штатах. Поэтому костюмы в основном серые и коричневые. Но в то же время я хотел выделить женские персонажи, поэтому добавил голубых, красных цветов и фуксии.

В общем, спектакль производит впечатление очень цельного и законченного сценического произведения, правда, с трагическим финалом. Ведь сыщик Фрэнк Хаймер (заслуженный артист РФ Вячеслав Варлашов, народный артист РФ Владимир Яковлев) настигает парочку и не щадит никого.

Результатом, кажется, доволен и автор мюзикла. По мнению Бернара Поли, постановка была осуществлена на мировом уровне. Кроме того, он влюбился в русский язык и сказал, что ему понравилось его звучание и драматичность. И только скрупулезный Александр Бонштейн признался, что ему так и не удалось добиться от некоторых актеров нужного накала страстей. Впрочем, над этим он обещал поработать после премьеры, а еще – к следующему своему приезду выучить русский язык.