15.03.2010 13:00
Рубрики
Общество
15.03.2010 13:00

Тюрьма лучше колонии?

Общественный совет при ГУФСИН одобрил реформу уголовно-исполнительной системы

Перейти с колонистской системы на тюремную придется в ближайшее время двум исправительным колониям, расположенным на территории Иркутской области. Речь идет об ИК-25 в Вихоревке и ИК-40 в Бозое. Они стали первыми учреждениями, которые будут видоизменены в соответствии с реформой государственной системы исполнения наказаний.

Провести преобразования в ИК-25 планируется к 2012 году, в ИК-40 – к 2013-му. Активное участие в этом процессе будет принимать общественный совет ГУФСИН по Иркутской области. На прошлой неделе его представители дали свою оценку предстоящего реформирования пенитенциарной системы.

По большому счету реформа уголовно-исправительной системы идет уже 15 лет. Ранее абсолютно закрытая от социума, с каждым годом она становится все более доступной для контроля со стороны. В нашем регионе для этих целей в 2004 году был создан общественный совет ГУФСИН, позднее появились общественная наблюдательная комиссия и институт общественных визитеров. Представителями совета, куда входит 18 человек, в 2009 году было осуществлено 187 посещений пенитенциарных учреждений.

– Их руководителей о своих визитах мы можем и не предупреждать, – заметила председатель общественного совета ГУФСИН по Иркутской области Марианна Садовникова. – Мы посещаем разные объекты. В столовой, например, можем взвесить порции, в спальных помещениях – проверить температурный режим. Также общественники встречаются с осужденными или обвиняемыми, принимают их жалобы.

В 2009 году от них поступило порядка 20 тыс. обращений, 1792 из них были написаны непосредственно на имя начальника ГУФСИН. Марианна Садовникова говорит, что если несколько лет назад осужденные часто жаловались на избиения и голод, то теперь они, как правило, нуждаются в консультациях по своим уголовным делам. За помощью люди обращаются, в том числе, и в Европейский суд по правам человека. Туда в прошлом году было направлено 197 жалоб, 11 сейчас рассматриваются в Страсбурге.

– Мы выявили такую проблему. Бесплатные адвокаты не посещают подследственных один на один. Они бывают только на следственных действиях, где присутствие адвоката необходимо по закону. Отсюда возникает много вопросов чисто процессуального характера, – говорит председатель общественного совета ГУФСИН по Иркутской области.

Лиц, отбывающих наказание, также волнует тема социальной адаптации после освобождения. В Иркутском отделении Красного Креста, чей председатель Марина Акулова также входит в общественный совет и общественную наблюдательную комиссию ГУФСИН, уже давно открыли для этих людей центр «Навигатор». В этом бюро социального сопровождения бывшие заключенные могут получить консультации разных специалистов – юристов, психологов, медиков и других. Такой опыт поможет при проведении реформы, где важная роль отведена постпенитенциарной адаптации. Эту функцию возьмет на себя преобразованная уголовно-исполнительная инспекция. Но подобная работа ведется и сейчас.

Так, в преддверии планируемой к 9 Мая амнистии в Ангарской воспитательной колонии, которой в будущем предстоит стать воспитательным центром, ожидают освобождения 12 несовершеннолетних. Для них уже подыскиваются места учебы, с родственниками встречаются психологи.

– Также в Ангарской воспитательной колонии мы осуществляем интересный проект «Все, что тебя касается». Сначала тренинги посещают сотрудники колонии, затем – самые трудные ребята, которые потом работают с остальными. Проект уже был неоднократно опробован, и он показал, как у людей меняется отношение к жизни, как они учатся выходить из кризисных ситуаций, начинают ответственнее относиться к собственному здоровью, – говорит Марина Акулова.

Активно работает Красный Крест и в женской колонии в Бозое. Расположенная там ИК-40 и ИК-25 в Вихоревке станут первыми учреждениями, которые сменят колонистский вид на тюремный. Там вместо отрядов, где в одном помещении проживали по 60–100 человек, должны появиться четырехместные камеры.

Отношение к этим изменениям в обществе неоднозначное. Одни считают, что тюремно-камерная форма исправительного учреждения станет еще более тягостной для человека. Другие, в том числе и представители общественного совета, говорят о необходимости данного преобразования.

– Процесс будет трудный, придется ломать свои убеждения, знания. В движении «За права человека» Льва Пономарева высказывают мнение о том, что тюремная система более жесткая, чем колонистско-отрядная. Но ведь такая система существует во всей Европе, – комментирует Александр Самойлов, помощник начальника ГУФСИН по Иркутской области по соблюдению прав в УИС. – Только в СССР и других социалистических странах осужденные жили в колониях. И это держит человека в стаде, группе. Какое клеймо ему дали в отряде, с таким он и останется.

Преобразование ИК-25 должно завершиться к 2012 году, ИК-40 – к 2013 году. Если потребуется, там будут проводиться и строительные работы. А вот производства в колониях сохранятся, но, как выразился Александр Самойлов «не они, а госбюджет будет браться за основу выживания учреждений». Новые ИУ будут состоять из трех узлов – карантина, блока, где непосредственно содержатся осужденные, и адаптационного блока.

При проведении реформы придется сократить две режимные колонии и одну колонию-поселение. Представители общественного совета напомнили, что в новых исправительных учреждениях рецидивисты не будут отбывать наказание вместе с теми, кто оказался за решеткой впервые, ведь одна из важных целей реформы – декриминализация населения. В целом реформирование должно завершиться к 2025 году, а пока в общественных организациях, работающих с ГУФСИН, в режиме рабочих групп обсуждаются предложения по преобразованию конкретных учреждений.

Телефон прямой линии ГУФСИН 26-81-61

В мае 2010 года планируется объявить уголовную амнистию, посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Государственной думе РФ. Сейчас в исправительных учреждениях Иркутской области готовятся документы на досрочное освобождение 93 осужденных. Среди них – 45 женщин, на чьем иждивении находятся несовершеннолетние дети, и еще 13 женщин старше 50 лет. Также под амнистию попадают 23 мужчины старше 55 лет и 12 несовершеннолетних преступников, срок уголовного наказания которых не превышает 5 лет. А вот ветеранов ВОВ или узников концлагерей в учреждениях УИС на территории Прибайкалья не оказалось.