Ликбез для глубинки

Продолжая уже сложившуюся традицию, областные законодатели возобновили проведение обучающихся семинаров своих младших коллег из представительных органов муниципальных образований. Первый прошел в Качуге, второй – в Иркутске. Перед собравшимися в зале заседаний ЗС депутатами дум Куйтунского и Усть-Удинского районов выступили представители министерств и областные парламентарии.

О задачах, которые стоят в современных условиях перед органами местного самоуправления, рассказал вице-спикер Законодательного Собрания Геннадий Нестерович. К сожалению, область, как и вся страна, угодила в минувшем году под лавину финансового кризиса, сократив уровень ВВП. Из-за сложных погодных условий в непростое положение попало и сельскохозяйственное производство. Положением дел на селе озаботилось и правительство области, посвятив этому два заседания. Было принято решение дотировать из областного бюджета цены на зерно.

– На ближайших сессиях Законодательного Собрания, когда будет корректироваться бюджет-2010, будет установлена величина дотации: или 1 рубль 15 копеек за килограмм, или полтора рубля. Все зависит от того, сколько дополнительных доходов мы получим, – уточнил Геннадий Нестерович.

Несмотря на кризис, уровень безработицы удалось удержать на уровне 2,9%. Она, как заметил Нестерович, укладывается в трехпроцентный коридор, отмеренный правительством РФ. Не выйти за его пределы во многом помогла финансовая помощь центра, отпустившего на сокращение напряженности на рынке труда более полумиллиарда рублей.

Одна из болевых точек – увеличение кредиторской задолженности муниципалитетов. На сегодняшний день она составляет 5,2 млрд рублей. В то же время удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований составляет всего лишь 5,7%.

– Такие куцые налоговые сборы, конечно, не могут обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов. Они полностью зависят от межбюджетных трансфертов, – отметил вице-спикер.

Геннадий Нестерович обратил внимание депутатов, что в стране действуют 52 федеральные программы на принципах софинансирования с местными бюджетами. Большую часть оплачивает федеральный бюджет, меньшую – местные. Эти программы охватывают различные отрасли: ЖКХ, сельское хозяйство, дорожное строительство…

– Для нас это большое подспорье, но, к сожалению, мы пренебрегаем ощутимой выгодой, участвуя лишь в 19 программах. Не устаем говорить о плохих дорогах, а сами игнорируем программу «Дороги России», – подчеркнул вице-спикер.

Остановился он и на роли контрольно-счетных органов, которые должны стать главными охранителями местных бюджетов, рациональном расходовании и так скудных средств. И тут важна их принципиальность и независимость.

– А какая может быть независимость, когда в уставе города Ангарска записано: кандидатуру руководителя контролирующего органа предлагает мэр. Он и предложил своего человека. В итоге: орган есть, но слепой. Ничего не видит и не слышит. Я еще раз напоминаю, что контрольно-счетная палата – это структура чисто представительной власти, которая только ей подчиняется, – заявил Геннадий Нестерович.

Заместитель министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Дмитрий Ялов посоветовал муниципалитетам больше заниматься развитием малого и среднего бизнеса, способного поддержать своими налогами местные бюджеты.

– Сейчас создан специальный гарантийный фонд в размере 200 млн рублей. Он выступает перед банками гарантом половины займа, который делает начинающий предприниматель. Это во многом облегчит ему первые шаги, – сообщил Дмитрий Ялов.

Оценивая бюджетное состояние области, заместитель министра финансов Алексей Зезуля сказал, что «мы наблюдаем ситуацию: увеличились доходы – еще большими темпами увеличились расходы». А поскольку денег нет – местные бюджеты грузят расходы в дефицит, раздувая его до неприличных величин. Он предупредил, что если до 1 апреля они не приведут свои дефициты в норму, то будут отлучены от бюджетной помощи.

После теоретической части районные депутаты приняли участие в двух круглых столах. Один был посвящен реализации программ социально-экономического развития в муниципальных образованиях, второй – мобилизации налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. В ходе обсуждения был выработан ряд рекомендаций государственным органам власти.