Возрождение Жигаловской судоверфи

У кораблестроительного предприятия скоро столетний юбилей

Жигаловский судостроительный завод – единственное государственное судостроительное предприятие, работающее сегодня на территории от Урала до Дальнего Востока. Как и прежде, он остается главным поставщиком судов для северных рек, а с недавнего времени еще и для Байкала.

Вот уже почти сто лет подряд со стапелей завода сходят новые суда, построенные жигаловскими корабелами. За сохранение предприятия и поддержку социальных программ коллектив и руководство удостоены высокой награды – «Золотая грамота мецената». Предприятие занесено в «Золотую книгу наций» и вписано в «Летопись благих дел наших современников».

Жигаловская судоверфь – одно из старейших предприятий на Лене. Чего здесь только не строили: деревянные кулиги, карбазы и паузки, металлические катера и глиссеры, буксирные и пассажирские пароходы, бензоналивные, сухогрузные и пассажирские баржи грузоподъемностью до одной тысячи тонн, сухогрузные и наливные теплоходы грузоподъемностью до двух тысяч тонн. Вообще за историю существования предприятия было построено порядка 500 судов. Совсем недавно в перечне продукции жигаловских корабелов появились мореходные путейские теплоходы, плавучие нефтебункеровочные станции и прогулочно-разъездные яхты. О том, как развивалось и через какие испытания прошло предприятие, через три года готовящееся отметить вековой юбилей, узнал корреспондент газеты «Областная».

Чупановский затон

А начиналось все с небольших мастерских, в которые из поселка Качуг сплавляли склепанные корпуса и ставили в них машины и котлы. В начале XX века судоходство на Верхней Лене начало развиваться быстрыми темпами – и это потребовало основания собственного кораблестроения.

Предшественник Жигаловского судостроительного завода – Чупановский затон – заложили в 1912 году для отстоя и ремонта судов, а также мелкого судостроения. Промышленная площадка начиналась с небольших мастерских – механической и столярной, кузницы, склада и конторы. Энергию вырабатывали специальным локомобилем, который через трансмиссию приводил в движение лесопильную раму, два токарных и сверлильный станки. Все работы по сборке судов выполнялись вручную: транспортировка, подъем, установка механизмов, клепка, спуск судов. Основным подъемно-транспортным механизмом был деревянный ворот. Металлические листы корпусов вырезали ручными ножницами, отверстия для заклепок в листах прокалывали ручным прессом. Один из первых станков «Копен», на котором можно было растачивать гребные валы, получил имя «киндеевский», по фамилии токаря Иннокентия Антоновича Киндеева, проработавшего на нем с 1913 по 1954 год.

Первым пароходом, собранным в Чупановском затоне, стал «Альфред», названный в честь сына управляющего – барона Гинцбурга. Пароход этот, к слову сказать, был самый комфортабельный на Лене. К сожалению, в 1933 году во время перехода на Колыму он затонул в Восточно-Сибирском море, унеся жизни 23 человек.

Этапы становления

В 1933 году затон был переименован в Жигаловскую судоверфь. Кроме строительства судов здесь производили текущий и капитальный ремонт флота, изготавливали плавучие знаки и товары народного потребления. Уже через год со стапелей верфи ушли в плавание восемь буксирных пароходов мощностью по 200 л.с.: «Куйбышев», «Артем», «Челюскинец»… Вскоре в Жигалово начинают строить наливные несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т. Первые баржи получили названия «Валентина», «Анна» и «Констанция». В эти годы также освоено строительство колесных теплоходов с цельносварными корпусами. Позднее на верфи освоили работы по переоборудованию колесных теплоходов в газоходы. Потом наступило военное лихолетье, а с 1948 года «Лензолотофлот» наметил план реконструкции и расширения судоверфи. Первыми металлическими судами, собранными на стапелях, были пароходы проекта 732 мощностью 400 л.с., поставляемые в разборном виде с завода «Ленинская Кузница». Головное судно – пароход «Жданов» – было сдано в эксплуатацию в 1949 году. За десять лет со стапелей судоверфи сошло 57 несамоходных единиц, три сухогрузных рефрижератора, плавкран «Блейхер» и десятки буксирных теплоходов.

Теплоходы для северных рек

В 1957 году, с ликвидацией «Лензолотофлота», Жигаловскую судоверфь передали Ленскому речному пароходству. Это стало третьим рождением предприятия. За семь лет были построены плаз, корпусно-сборочный, слесарно-механический цеха, расширены столярный цех и кислородная станция. Судоверфь пополнилась подъемно-транспортным оборудованием. Был сделан серьезный шаг вперед: в 1967 году конструкторы Жигаловской судоверфи совместно с конструкторским бюро Ленского объединенного речного пароходства разработали проект сухогрузно-наливного теплохода, который успешно эксплуатировался не только на Лене, но и на реках с быстрым течением – Колыме, Индигирке, а также на далеком Анадыре.

В 70-х – начале 80-х годов на судоверфи выпускалось два типа судов: теплоход проекта 414В и теплоход проекта Р25Б. За это время было построено 36 судов этого типа. Для верхнего, несудоходного, участка Лены такие суда в две тысячи тонн были просто гигантами – весенний их сход с верфи всегда был сопряжен с точнейшим расчетом, большим риском и огромным искусством лоцманов и капитанов. Судоверфь в то время успешно сотрудничала с Московским центральным проектно-конструкторским бюро, Ленским объединенным речным пароходством и Новосибирским филиалом ЦТКБ. В 1986 году она была передана Ленскому государственному бассейновому управлению водных путей и судоходства и была переименована в Жигаловский судостроительный завод.

Полет инженерной мысли

То, что предприятие в трудные времена спаслось от развала и упадка, – заслуга коллектива и руководства. В «лихие девяностые» завод буквально стоял на коленях. Численность работников тогда сократилась более чем в два раза, работали по четыре часа четыре дня в неделю, зарплату не получали по девять месяцев. Народ выживал за счет собственного хозяйства и пилорамы. Вместо судов на заводе мастерили кухонные гарнитуры, детские кроватки, стулья, табуреты, все, что пользовалось хоть каким-то спросом. И каким-то чудом выстояли!

Возрождение предприятия началось в 2001 году с приходом директора Валерия Савинова. Именно при нем нормализовалась ситуация, вновь стали поступать заказы. Например, мореходный путейский теплоход «Перевал» буквально вытащил завод из финансовой пропасти. Потом был заказ на совершенно новый проект – плавучую нефтебункеровочную станцию. Приноровившись к рыночным отношениям, жигаловские корабелы освоили еще одну новую для себя продукцию – прогулочно-разъездные яхты, построенные по индивидуальным проектам. Четыре комфортабельных судна уже успешно курсируют по Байкалу, пятое – в ожидании хозяина, вот-вот будет спущено со стапелей завода. Несколько лет назад жигаловцы начали, помимо своего исконного занятия, также обслуживать верховья Лены. Теперь вниз по сибирской реке построенные суда идут по створам, которых тут не выставляли уже лет двадцать. Но, несмотря на то, что предприятие сегодня называется «Верхне-Ленский район водных путей и судоходства», всем понятно, что судостроение как наиболее наукоемкое и трудоемкое производство по-прежнему остается главным для жигаловских мастеров.

«Зеленая улица» для жигаловских судостроителей

За последние пять лет предприятие «Верхне-Ленский район водных путей и судоходства» увеличило объем промышленного производства почти в 27 раз. Выручка от реализации работ и услуг за этот же период выросла в девять раз. Сегодня стабильно работающее предприятие как никогда является градообразующим во всем Жигаловском районе. Здесь не только вовремя выплачивают заработную плату, но и активно помогают районным властям во всех социальных и экономических начинаниях. За счет собственных средств привели в порядок и отремонтировали запущенные цеха, заасфальтировали дорогу в райцентре, реконструировали столовую и построили детское кафе. А еще стали строить дома. За девять лет благодаря судостроителям в Жигалово появилась новая улица – Молодежная. 14 новостроек украшает райцентр, радуя глаз добротными крепкими стенами. Еще несколько домов готовы принять хозяев в ближайшее время.

Сегодня жигаловские судостроители с уверенностью смотрят в будущее. Эту уверенность поддерживает не только постоянно растущее число заказов, но и то обстоятельство, что впервые за много лет о возрождении речного судостроения заговорили наконец на правительственном уровне. И кто знает, куда через два-три года пойдет продукция судоверфи. Снова на Анадырь? Енисей? На Волгу или Днепр? Во всяком случае, в ближайшее десятилетие сибирские корабелы совершенно точно не останутся без работы, ведь хорошо и недорого, как это могут они, строить уже не умеют нигде.

реклама