Шрам на Бирюсе

В этих местах из поколения в поколение передается неписаная легенда. Она гласит, что название Шиткино произошло от имени первооснователя этого места. Приблизительно около 250 лет назад в дремучей тайге, на левом берегу реки Бирюсы, в 60 км от Московского тракта обосновался бродячий поселенец.

На лице его была примета – большой шитый рубец, поэтому ему дали кличку Шитик или Шиткин. И эту легенду старшее поколение коренных жителей склонно считать за истину. А для Тайшетского района рабочий поселок – крупное городское поселение, старейшее на Бирюсе.

Письмо для потомков: вскрыть в 2017 году

В конце XIX века Шиткино насчитывало не более 20 дворов. Жители в основном промышляли пушниной, а деревня относилась к Тасеевской волости Канского уезда. Во времена первой русской революции началось строительство Чунского тракта Тайшет – Шиткино – Дворец, протяженностью 350 верст, что послужило бурному развитию деревни.

Настоящие бои за советскую власть в Тайшетском районе прошли в Гражданскую войну, и центром этой борьбы стало именно Шиткино. В поселке до сих пор не понимают, зачем иркутяне поставили памятник Колчаку, ведь сотни земляков сложили головы на той войне именно с его армией. Как раз в Тайшетском районе адмирал наиболее активно пытался свергнуть молодую советскую власть. Восстание против колчаковщины и интервенции, вспыхнувшее в начале марта 1919 года, положило начало Шиткинскому краснопартизанскому фронту. Героям тех времен здесь установили 12 памятников.

Есть в этом поселке и совершенно уникальный объект – дом-музей Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. Этот дом с 1929 по 1930 год был отдан приезжим учителям Любови Тимофеевне и Анатолию Петровичу Космодемьянским. Их детям – будущим героям – было на двоих десять лет. Памятник-бюст Зое Космодемьянской в бывшей ограде дома был установлен в 1965 году. Двумя годами позднее, в канун 50-летия советской власти, в основание монумента было замуровано письмо потомком с аншлагом «Вскрыть 2017 году». Говорят, что в письме рассказывается об уровне развития Тайшетского района за время советской власти. Будет ли о чем прочитать потомкам в канун 100-летия Октября, покажет время.

Деревенские будни

Именно в поселке такого типа еще 30–40 лет назад вполне могло бы развернуться действие всеми любимого советского фильма «Девчата» – крупный леспромхоз с героями-передовиками и почетными досками в сельском клубе. В 2007 году крупнейший в области Тайшетский леспромхоз с полутора тысячами работающих был объявлен банкротом. Еще за несколько лет до этого люди почувствовали, что дела плохи, и начали спешно покидать поселок. К моменту банкротства его население сократилось вдвое. Сейчас из почти 2,3 тыс. человек каждый третий – пенсионер, но Шиткино по-прежнему считается одним из трех самых крупных городских поселений Тайшетского района.

Вот уже 15 лет командует шиткинцами Владимир Марченко – большой и добрый глава, как нам охарактеризовали его в районной администрации. И надо сказать – не ошиблись. Полтора десятка лет у руля всего поселка не погасили оптимизма в его глазах. И все это время у главы одна мечта – превратить Шиткино в село. И расчет очень простой, по словам Владимира Ивановича. Гораздо выгоднее быть сельским, а не городским поселением. Ставки земельного налога в десятки раз в городе выше, чем на селе, а доходы населения весьма скромны.

Сегодня весь бюджет поселения – 100 тыс. рублей земельного налога да 800 тыс. – подоходного. При этом весь бюджет – 6,7 млн рублей. Естественно, что остальные средства приходят из областного бюджета, но Владимир Иванович отказывается признавать, что это дотация.

– Нам оставляют всего 10% подоходного налога. Если бы все сто процентов – никакой дотации не надо, – рассуждает глава и не скрывает улыбки, понимая, что такого в жизни не бывает и не будет.

Поселок держится благодаря Шиткинскому угольному разрезу да нескольким предпринимателям, занимающимся торговлей и лесом. На разрезе добывают около 30 тыс. тонн угля в год и фактически отапливают весь Тайшетский район. Кроме Шиткина в состав городского поселения входят деревни Тракт-Кавказ, Тракт-Ужет и деревня Яковская. В ней когда-то была бригада совхоза «Бирюсинский», которая содержала свиноферму, телятник и откормочный цех. Все закрылось, и сейчас здесь живет три человека.

– Но мы людей не бросаем, – убеждает Виктор Иванович, – пока жив хоть один человек, жива и деревня. Хоть и в сердцах, но признает, что население катастрофически стареет. Молодежь перебирается в соседний Красноярский край. В следующем году поселку исполнится 285 лет.