Не карать, а помочь правильно воспитать ребенка

Служба по контролю и надзору в сфере образования проверила муниципалитеты

Учет и контроль актуальны всегда. Однако зачастую разные ведомства проверяют одно и то же, при этом результатов проверок друг друга они не знают. Это неправильно – решили в Иркутской области и ввели в практику межведомственные проверки, привлекая к ним специалистов тех организаций, которые напрямую или косвенно имеют отношение к системе образования.

О целях, задачах и результатах таких проверок говорит руководитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Александр Костин.

– Александр Константинович, с какой целью проводятся межведомственные проверки?

– Все мы понимаем, что система образования – это мини-государство. Семья, медицина, спорт, культура, взаимодействие с общественными организациями – все задействовано в процессе воспитания ребенка. Цель межведомственных проверок – увидеть, насколько управление образования координирует эту деятельность. Наша задача – отразить объективную картину, не карать, а помочь изыскать дополнительные возможности развития, защищать права и свободы ребенка. Очень важно помочь разобраться в причинах, наметить оперативный и долговременный планы действий. Когда проверяющие садятся с местной администрацией за стол переговоров и выясняют, что по силам исправить срочно, а что может немного подождать; какие направления должны быть в приоритете, а что необходимо оптимизировать, то конструктивные решения не остаются на бумаге, а претворяются в жизнь.

– Служба по контролю и надзору на территории региона работает недавно. Какие районы уже попали под ваше пристальное внимание?

– Первая масштабная комиссия Службы выезжала в 2008 году в город Черемхово. Представители спорта, культуры, медицины, санэпидемстанции, госпожнадзора и специалисты Службы по контролю в сфере образования несколько дней изучали условия обучения, доступность дошкольного, общего и дополнительного образования детей, обеспечение их прав и свобод. В конце прошлого года анализу деятельности системы образования подвергся Тайшетский район, а в текущем году мы уже проанализировали состояние дел в системе дополнительного образования Ангарского МО.

– Что больше всего поразило в системе образования города Черемхово и на что, по вашему мнению, следует обратить внимание муниципальным властям?

– Благодаря проведенному анализу удалось выяснить, что 12 общеобразовательных учреждений не имеют лицензии из-за отсутствия заключения Государственной противопожарной службы. Несмотря на то что процент детей, посещающих дошкольные учреждения, в последнее время увеличился, проблема спроса населения на дошкольные образовательные услуги решена не в полной мере. 1 тыс. 209 детей стоят на очереди в детсады, наполняемость их в среднем на 60% превышает проектную мощность и лицензионные нормативы. Актуальной остается проблема эффективности организации функционирования так называемого предшкольного образования. Охват занятиями по подготовке детей пяти-шести лет к школе составил только 60%. Остро стоит кадровая проблема, особенно это касается детских дошкольных учреждений. Ни один из воспитателей, педагогов-психологов, музыкальных работников, инструкторов физической культуры и учителей-дефектологов не имеют высшей квалификационной категории. Из 13 медицинских работников дошкольных учреждений только у двух сертификаты. Наблюдается постоянная текучесть. Так, в детсаду № 26 за год сменилось восемь медработников, в детском саду № 1 – три, в 24-м – четыре. Возникают постоянные проблемы с лицензированием медицинской деятельности. Мэрия посмотрела на объективную картину и готова работать над тем, чтобы менять ситуацию.

– Каковы результаты проверок в Тайшетском районе?

– В работе системы образования Тайшетского района чувствуется поддержка и понимание главы администрации Анатолия Зелезинского. Мэр принялся устранять недостатки уже во время работы комиссии, хотя во многих вопросах без средств с места не сдвинешься. Например, нужны значительные финансовые вложения для обеспечения требований Госпожнадзора и Роспотребсоюза. Запланированных в бюджете средств явно недостаточно. У многих образовательных учреждений просрочен срок лицензии, нет государственной аккредитации. А ведь эти документы гарантируют создание необходимых условий для получения качественного образования. Анатолий Адамович провел совместное совещание с ведущими бизнес-структурами района. Ему в процессе переговоров удалось привлечь значительные внебюджетные средства для решения самых насущных проблем.

К сожалению, как и в целом по области, в районе ситуация с детскими садами крайне неблагополучна. Только 35,9% детишек посещают дошкольные учреждения. Особенно страдают жители городов Тайшета и Бирюсинска. Однако за два последних года были открыты дополнительные группы с общей численностью на 115 мест, а также группы кратковременного пребывания (42 ребенка) и продленного дня (130 детей); отремонтировано два детских сада в поселке Березовский и городе Тайшете, строится Шиткинский детский сад «Петушок». Кроме того, составлен план взаимодействия с руководителями предприятий и организаций по строительству, ремонту и восстановлению ранее закрытых дошкольных учреждений. В районе работает решение думы по социальной поддержке малообеспеченных семей, которые платят за детский сад 50% от размера родительской платы. Сохранена сеть пришкольных интернатов для поддержки обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации и проживающих в отдаленных территориях.

Специфика Тайшетского района в большой разбросанности школ. Благодаря муниципальным властям работает школьная автобаза. Она вовремя обеспечивается ГСМ, запчастями, задействованы в перевозке детей сопровождающие. Для ребятишек из малообеспеченных семей ведется большая работа не для галочки, а на самом деле: к каждому празднику, да и просто, когда это необходимо, оказывается адресная помощь. И все это, еще раз повторяю, в основном за счет привлечения внебюджетных средств.

– Что послужило причиной рабочей поездки в Ангарск?

Это была плановая инспекторская проверка. В частности, проверяющие побывали во Дворце творчества детей и молодежи, на станции юных техников, в центре развития творчества детей и юношества «Гармония», в детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва «Сибиряк». Должен сказать, что сфера дополнительного образования Ангарска в целом производит положительное впечатление. Проводятся дни открытых дверей, анкетирование школьников и родителей, педагоги дополнительного образования участвуют в родительских собраниях школ, училищ, колледжей.

– Вы перечислили в основном положительные моменты. Неужели не было выявлено серьезных нарушений?

– Не ошибается тот, кто не работает. Нарушения выявляются и в результате неплановых проверок по конкретным фактам. Раз в квартал наши специалисты проводят горячую линию. По телефону и электронной почте каждый житель области может обратиться с вопросом или нареканием в адрес системы образования. Факты проверяются, и по некоторым из них наши юристы выезжают на место. Так, во время горячей линии 21 января текущего года нам поступило обращение по деятельности дошкольного учреждения компенсирующего вида № 81 из Ангарска. В обращении было указано, что с приходом новой заведующей стала наблюдаться большая текучесть кадров, воспитатели работают семь часов вместо положенных пяти, сокращены ночные няни, дифференцированная надбавка распределяется необоснованно и ежемесячно с родителей взимается плата, хотя образование в детском саду должно быть бесплатное.

– Неужели все эти нарушения действительно подтвердились?

Подтвердилось, но не все. Нами было установлено, что большое количество увольнений работников пришлось на период смены руководителя дошкольного учреждения. В настоящее время коллектив стабильный, конфликтов нет. Все возникающие разногласия оперативно разрешаются профкомом и администрацией совместно.

– А что насчет поборов?

Согласно действующим в Ангарском муниципальном образовании правилам посещение детского сада бесплатно. Данное положение указано также и в договорах с родителями. В дошкольном образовательном учреждении развита такая форма помощи родителей, как пожертвование. Другое дело, что договоры пожертвования, по нашему мнению, требуют переработки, дабы не возникало впредь их двоякого понимания.

– Каковы действия Службы после проведенных проверок?

– Мы составляем подробный отчет, который доводится в обязательном порядке до сведения всех структур, связанных с системой образования. Ставится в известность, конечно, и руководитель территории. Спустя некоторое время проводим повторный срез. Например, в Черемхово планируем вновь поехать в августе, перед началом нового учебного года. В Тайшет – в конце календарного года. Ангарское МО, думается, навестим в начале следующего года. Впервые планируем проверить Усть-Удинский район, поездка намечена уже на май.

– Какие еще методы работы вы планируете внедрять помимо межведомственных проверок?

– Экономическая социализация учащихся и обучающихся – следующий этап нашей работы. Этот вопрос будет звучать на БЭФе, который состоится осенью в Иркутске. Большую работу планируем проводить совместно с родителями. Это и родительские собрания, семинары, учеба, анонимное анкетирование, горячие линии… Кстати, ближайшая уже состоится в июне текущего года.