Угольной отрасли требуется новая кровь

А наполнение нефтепровода упирается в инвестиции недропользователей

Нефть с месторождений Иркутской области будет поставляться в трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» в запланированных объемах только тогда, когда недропользователи увеличат инвестиционные вложения в освоение недр до 15–20 млрд рублей в год.

Об этом заявил руководитель Управления по недропользованию по Иркутской области Владимир Назарьев. По итогам прошлого года нефтедобывающие компании направили на эти цели порядка 9 млрд рублей.

К 2025 году объемы поставок нефти с углеводородных месторождений региона в ВСТО должны составить не менее 23 млн тонн. Как отметил Владимир Назарьев, первоначально основной поток сырья в нефтепроводную систему будет поставляться из Западной Сибири, так как там месторождения более разведанные. Постепенно западносибирскую нефть начнет вытеснять восточносибирская. Ожидается, что в этом году с территории Восточной Сибири в трубопроводную систему будет поставлено 4–4,5 млн тонн нефти, добытой на Верхнечонском и Талаканском месторождениях.

В Красноярском крае сейчас ведется разработка двух крупных участков – Юрубчено-Тахомского и Куюмбинского.

– Как только будут построены нефтепроводы, эти два центра подключатся к задаче наполнения ВСТО нефтью, – говорит Владимир Назарьев. – Объемы запасов углеводородов там впечатляют.

Добыча нефти в Иркутской области началась в 2008 году, когда было извлечено 400 тыс. тонн. В прошлом году компании добыли 1,6 млн тонн, план на 2010 год – 3,2 млн. По мнению Владимира Назарьева, к 2014 году регион может выйти на показатель в 8–9 млн тонн. При этом он подчеркнул, что для увеличения объемов добычи нужно активизировать темпы геологоразведочных работ.

– Балансовые запасы нефти в Иркутской области в настоящее время составляют 400 миллионов тонн, – уточняет руководитель управления по недропользованию. – Чтобы добывать 23 миллиона тонн без ущерба для месторождений, нужно довести этот показатель до одного миллиарда. Тогда и объекты будут осваиваться рентабельно, и недра не пострадают. В противном случае может произойти разгерметизация месторождений.

При этом он напомнил, что когда строительство ВСТО еще только планировалось, запасы нефти на нашей территории оценивались в 235 млн тонн. В регионе было открыто всего четыре месторождения. С 2005 года недропользователи начали стабильно увеличивать суммы вложений в геологоразведочные работы. Так, если пять лет назад они инвестировали ровно столько же, сколько и федеральный бюджет, то по итогам прошлого года компании затратили на эти цели 9 млрд рублей, в то время как государство – только 830 млн. Тем не менее объемы геологоразведочных работ в регионе, по мнению Владимира Назарьева, пока ведутся недостаточно активно.

– Чтобы мы могли уверенно говорить о том, что регион сможет поставить необходимый объем нефти в ВСТО, недропользователи должны увеличить финансирование работ на месторождениях до 15–20 миллиардов рублей в год, – считает он.

– Сейчас самое удачное время для начала освоения Сухоложского золоторудного месторождения, – считает Владимир Назарьев. – Цена на золото высокая, значит, затраты могут окупиться очень быстро.

По его подсчетам, на запуск Сухого Лога в эксплуатацию, балансовые запасы которого составляют почти две тысячи тонн золота, требуется вложить порядка 2,5 миллиарда долларов, а прибыль месторождение начнет приносить через восемь лет.

Если раньше считалось, что Бодайбинская золотоносная провинция стерильна на залежи других полезных ископаемых, то в последние годы эта версия была развеяна. Геологи пришли к выводу, что в недрах северной территории области кроме желтого металла залегают также вольфрам, молибден, олово.

– И то, что такие попутчики у золота есть, – здорово, – уверен Владимир Назарьев. – Это говорит о достаточно больших перспективах и на другие полезные ископаемые.

Еще один уникальный объект, находящийся в нераспределенном фонде, – Непское месторождение калийных солей.

– Сам объект великолепен, но инфраструктуры нет, – комментирует руководитель территориального управления Роснедр. – Надо строить 400 километров железной дороги, что влечет за собой огромные затраты. Тем не менее вопросы обозначены, они прорабатываются, о них знает премьер-министр Владимир Путин.

В то время, пока крупный бизнес ждет, когда появится возможность получить право освоения таких уникальных месторождений, как Сухой Лог или Непа, другие крупные объекты, пусть и менее уникальные, не могут найти своих недропользователей. Так, несколько раз безрезультатно выставлялось на аукцион Ишидейское месторождение каменного угля. По мнению Владимира Назарьева, именно на базе этого объекта можно кардинально изменить ситуацию, сложившуюся в угледобыче региона:

– Мы располагаем порядка восьми миллиардами тонн промышленных запасов угля, а добываем только 12 миллионов тонн в год. То есть имеющиеся ресурсы используем неэффективно. Так сложилось, что на территории Иркутской области все угольные активы сосредоточены в одних руках, монополизированы. И собственник, на наш взгляд, не заинтересован их развивать, постепенно снижая объемы добычи этого полезного ископаемого. Необходим еще один источник получения угля, и под решение данного вопроса есть серьезный угольный актив – Ишидейское месторождение. Там можно ежегодно добывать 12 миллионов тонн угля хорошего качества. Вполне вероятно, что этим активом в итоге могут заинтересоваться нефтяные компании.