21.04.2010 07:04

Станционная сага Евгения Богачева

В свою 260-страничную книгу «Встречи в пути» Евгений Богачев сумел включить лишь часть своего 30-летнего журналистского багажа, где переплелись люди, события, станции, почтовые и скорые поезда… Для него и сейчас строчки песни: «Слышишь: время гудит – БАМ!» – как звуки трубы для боевого коня. Туда он рванул из тихого провинциального Гусиноозерска в неполных двадцать, с парой чемоданов, молодой женой и 7-месячным сыном.

– Можно сказать, вся стройка века прошла на твоих глазах?

– К сожалению, к ее началу я не поспел – возрастом не вышел. А когда вышел – пути уже дошли до Северобайкальска. Передний край переместился в Таксимо. До него самолетом, через тайгу и горы, 300 км от Багдарина, куда я устроился литсотрудником в местную районку «Витимские зори». Работали вахтовым методом: неделю я сижу в Таксимо, гоню в редакцию бамовские сюжеты, неделю – Петр Лосев, бросивший ради второго Транссиба престижную «Восточку». И так мы это дело раскрутили, что маленькая, никому не известная наша газетка была удостоена премии Союза журналистов СССР и диплома журнала «Журналист» за освещение строительства БАМа.

– Так и мотался все годы из Таксимо в Багдарин?

– Честно говоря, устал от этой кочевой жизни и выбил у редактора место собкора в Таксимо. А когда поселок сделали центром новообразованного Муйского района и он обзавелся собственной газетой, перешел туда. Сначала замом, а через полгода, когда присланный редактор, не прижившись, уехал, занял его место.

– Приходилось «трое суток шагать ради нескольких строчек в газете»?

– Ну, километров-то я намотал вдосталь. Можно сказать, многие участки западного БАМа собственными ногами измерил. Столько лиц, столько судеб встретил, что ни в одну книгу не поместится. Один Феликс Ходаковский чего стоит. Для молодых бамовцев «железный Феликс» был настоящим кумиром. Ему было лишь 27, когда за дорогу Абакан – Тайшет получил Героя Соцтруда. Это он, будучи заместителем управляющего знаменитого управления строительства «Ангарстрой», привез в Звездный Всесоюзный ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ, среди бойцов которого были будущие Герои Соцтруда Саша Бондарь, Леонид Казаков и Слава Аксенов. Да и командир отряда Виктор Лакомов получил Героя за Хребтовую – Усть-Илимск, работая под руководством Феликса Ходаковского…

– Добрая часть твоей книги отведена железнодорожным станциям. Такое впечатление, что ты на всех побывал. Откуда такой интерес?

– Этот интерес проснулся во мне, когда я стал собкором «Гудка». Выбрать свою тему посоветовали мне в редакции. Я и выбрал – станции, мимо которых скорые поезда проносятся без остановок. А там своя жизнь, свои проблемы, своя история, а главное – переплетение человеческих судеб. Так возник целый станционный цикл: Маритуй, Наушки, Половина, Мальта, Мысовая… И хотя газета тогда издавалась всего лишь на четырех полосах и пробиться на них было сложно, мои зарисовки всегда охотно публиковались. За них я был даже удостоен премии Михаила Булгакова, учрежденной «Гудком». А потом они составили мою первую книгу «На дальней станции сойду».

– Как я понял, твои газетные материалы не только рассказывали об обитателях маленьких стаций, но и помогали им решить какие-то проблемы.

– Это для меня самая большая награда. Лет пять назад я к 8 Марта написал о семье Поповых, живущих на станция Кедровая. Семья не просто большая, а очень большая – в ней 17 детей. Да-да, я не оговорился, именно 17. Так и очерк назывался «Семнадцать кровинок». Отец работает механиком в местной дистанции сигнализации и связи, мать растит детей. Растить, конечно, трудно. Ютились все в стареньком, еще дореволюционной постройки доме, в котором зимой картошка замерзала. Тогдашний начальник ВСЖД Александр Тишанин, прочитав материал, распорядился построить для Поповых новый дом. Не дом – игрушка. Восемь комнат, кухня, большая прихожая.

– Станционная сага закончена или ты по-прежнему привязан к этой теме?

– Пишу и сейчас. Но работа главного редактора газеты «Восточно-Сибирский путь» оставляет для этого мало времени. А так хочется сойти с поезда и окунуться в тихую жизнь прирельсовых поселков, день и ночь поддерживающих ритм магистрали. Одно это достойно уважения.

– В твою сугубо железнодорожную книгу затесались и лица, вроде бы далекие от «чугунки»: Распутин, Гайдай. Чем определялся выбор?

– Разве ты не знаешь, что отец Леонида Гайдая строил Амурский участок Транссиба, затем работал экономистом на ВСЖД и очень хотел видеть сына, одетым в железнодорожную форму? А Валентин Распутин сотрудничал в свое время с «Гудком». Достаточно оснований, чтобы включить их в книгу? (смеется)