Транспорт для людей

Бескрайние просторы Иркутской области таят огромные богатства, которые бесполезны для человека, если нет возможности добраться до них. Но население области нуждается не только в транспорте для вывоза сырья и изготовленной из него продукции – внутренний рынок Приангарья принимает огромное количество товаров, стоимость которых из-за транспортных издержек часто оказывается выше, чем в других регионах.

О перспективах развития транспортной инфраструктуры Иркутской области и о том, что делается для снижения транспортных издержек при доставке потребительских товаров, газете «Областная» рассказал заместитель министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Дмитрий Разумов.

– Насколько современная транспортная инфраструктура отвечает планам развития Иркутской области?

– Нужно сказать, что сама программа социально-экономического развития разрабатывается с учетом имеющейся инфраструктуры, которая, я бы сказал, у нас достаточно развита. В области представлены все виды транспорта: две железнодорожных артерии – ВСЖД, БАМ – здесь с точки зрения пропускной и технической возможностей мы во всеоружии. Кроме этого есть федеральная целевая программа развития железнодорожного транспорта до 2030 года, где объекты на территории Иркутской области учтены. Но и независимо от программы мы стараемся просчитать, как будет происходить развитие грузопотока и действовать с опережением. Например, видим, что есть тенденция к увеличению доли контейнерных перевозок, и планируем строительство контейнерного терминала, отвечающего современным требованиям.

– Что можно сказать о текущем положении дел в региональной авиации?

– У авиаторов сейчас две задачи – обновление летного парка и модернизация наземной инфраструктуры. Но все присутствующие на рынке игроки – холдинг Истлэнд, с двумя авиационными подразделениями: «Ангара» и «Иркутскавиа»; компании Ютэйр и Ираэро отмечают рост спроса на внутрирегиональные перевозки. Во многом это связано с разработкой углеводородных месторождений, а мы видим, что работы в этом направлении только начинаются, значит, можно ожидать развития.

– Значит ли это, что в области могут появиться новые аэропорты?

– Этого ожидать не стоит, имеющаяся инфраструктура позволяет обслужить все необходимые маршруты, тем более что для геологических нужд чаще применяется вертолетный парк, для которого достаточно оборудовать соответствующие площадки в местах посадки.

– Как будут развиваться действующие аэропорты? В том числе и в плане смены собственности?

– В стране работает федеральная целевая программа по развитию транспорта, которая подразумевает развитие и воздушных путей сообщения. Федеральный центр будет вкладываться в реконструкцию взлетно-посадочных полос и модернизацию навигационного оборудования – то, что является федеральной собственностью. Инвесторы и собственники аэропортов будут развивать, да и сейчас уже имеют такую возможность, связанную с авиацией инфраструктуры, – потовые сооружения, терминалы, склады, топливно-заправочные комплексы. В федеральную программу входят аэропорты: Бодайбо, Киренск, Братск, Усть-Кут, Иркутск. Аэропорт в Маме, о судьбе которого часто задаются вопросы, продолжит работать и будет развиваться. Например, сейчас рассматривается вопрос об увеличении числа рейсов в Маму, есть намерение сравнять его с числом рейсов в Бодайбо.

– Какова судьба имущества Киренского авиационного предприятия?

– Сейчас предприятие находится в процедуре банкротства, на время которого управление передано ООО «Киренскавиа», структуре, созданной холдингом Истлэнд и компанией Ютэйр. Когда процедура банкротства будет окончена, пройдут торги, на которых определится собственник. Уже концу этого года в этом вопросе появится полная ясность.

– Во времена освоения Якутии и строительства БАМа серьезное оживление наблюдалось на реках Ангаре и Лене. Какие перспективы развития у речных предприятий сейчас?

– У нас два бассейна – Ангарский и Верхнеленский, где развито судоходство. Не секрет, что судоходство на севере – по реке Лене – получило новый импульс развития опять же благодаря реализации проектов по добыче углеводородов. Есть хорошая перспектива развития Осетровского порта. Это хорошо – рост потребности в перевозках приведет к обновлению парка судов и портовой инфраструктуры. Но не только нефтяники и газовики интересуются речным флотом – лесопромышленники, двигающиеся в новые районы заготовки сырья, всерьез рассматривают водные пути доставки. Это тоже хороший знак – если планы будут долгосрочными, то будет спрос и на работу флота, и на строительство судов на судоверфях и заводах области.

– Значит ли это, что может снова заработать, качугская, например, судоверфь?

– Я не могу сейчас что-то утверждать, я уверен лишь в том, что в ближайшие два-три года эта отрасль будет расти с большими темпами. Так что дальше будет действовать закон рынка – кто сможет удовлетворить спрос, предложит наилучшие условия – тот и выиграет. Конечно, у предприятий, расположенных на территории области, есть преимущество – они имеют возможность спускать свои суда сразу в бассейны, в которых работает заказчик. Возможность реанимации таких предприятий существует.

–На самый конец разговора осталась самая обширная тема – автомобильный транспорт. Вы, наверняка знаете претензии жителей: низкое качество пассажирского обслуживания, тяжелые фуры, разбивающие не приспособленные к таким нагрузкам дороги. Не может быть, чтобы областная власть не реагировала на происходящее.

– Да это большая проблема – систематизация и повышение культуры автомобильных перевозок. Причем как на пассажирских линиях, так и на рынке грузового транспорта. Очень странно, но здесь с появлением все большего числа игроков конкуренция становится все жестче, а качество услуг при этом ухудшается. Но власть уже делает определенные шаги в исправлении ситуации. Разработан проект закона Иркутской области, регулирующего пассажирские перевозки на автотранспорте. С проектом можно ознакомиться на нашем сайте: www.gkh.irkobl.ru/. Мы провели обсуждение с представителями общественности и профильными научными учреждениями, ГИБДД, Федеральной дорожной инспекцией. В плане проведение встреч с ассоциациями перевозчиков и с профсоюзами. Если работа будет идти таким же темпом, то в одно из заседаний осенней сессии Законодательного Собрания Приангарья проект закона будет представлен депутатам.

– Чего вы ждете от этого закона?

– Главное – создание экономических предпосылок для привлечения инвестиций в транспортную отрасль, обновление подвижного состава. Вторая цель – не менее важная – создание базы для контрольной деятельности, чтобы недобросовестных перевозчиков наказывать, как и положено в рыночных условиях, рублем. Это касается тех, кто будет нарушать маршрутную дисциплину и не обеспечит должного качества перевозки жителей Иркутской области.

Так как нет федерального закона, регулирующего пассажирские перевозки, то мы будем и муниципалитетам рекомендовать воспользоваться этой нормативной базой. Тогда на территории всей области установятся определенные правила игры и можно будет говорить о каком-то поступательном развитии отрасли.

– На рынке грузовых перевозок несколько другие принципы работы и другие проблемы, какие направления развития будут выбраны здесь?

– Развитие этого рынка определяется развитием инфраструктуры – систем складов, сортировочных пунктов, дистрибьюторских центров. Чтобы дать толчок системному развитию этой отрасли, мы разрабатываем систему мультимодальных складов, где грузы будут накапливаться, разбиваться на более мелкие партии и доставляться уже потребителю. Не исключено, что для этого будет привлечен капитал Китайских партнеров – главных поставщиков потребительских товаров.

Кроме этого, в соответствии с теми реформами, которые идут в государственной таможенной службе, грузы должны проходить таможенную очистку в зоне 30–50 км от границы. Так что грузы к нам должны приходить уже «чистыми». Главный плюс этой реформы в том, что величина транспортной составляющей в цене потребительских товаров после этих действий должна существенно снизиться. Ведь ненормально, когда 30–40% цены приходятся на транспортировку продукции. Снизив эту величину, мы сможем снизить цену импортируемых товаров, а значит, повысить уровень жизни наших сограждан.