Власти увидели потенциал

При сборе налогов в Приангарье

Правительство Иркутской области и представители Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Иркутской области обсудили собираемость налогов и сборов в регионе. Налоговый потенциал Приангарья намного выше существующего, решили чиновники по итогам совещания. Но для этого необходимо наладить информационный обмен между местными властями, налоговиками и регистрирующими ведомствами.

Доходы бюджета Иркутской области на 2010 год, по данным на декабрь прошлого года, составляли 53,8 млрд рублей, расходы – 56,2 млрд, дефицит – 5,8%. Плюс ко всему государственный долг региона на конец 2009 года оценивался в 10–12 млрд рублей. Но, как сказал на совещании министр экономического развития труда, науки и высшей школы области Владимир Пашков, при правильном подходе в сборе налогов регион бы мог легко «закрыть и дефицит, и госдолг». По информации властей, доходы консолидированного бюджета Иркутской области формируются в основном за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ, доля – 38%) и налога на прибыль организаций (24%), далее идут акцизы и местные налоги.

– Влияние вертикально-интегрированных структур на экономику региона велико, – отметил министр. – Налоговые потери Иркутской области по вине крупных компаний составляют около четырех миллиардов рублей, а вообще регион, по нашим оценкам, не получил в виде налогов около семи миллиардов рублей.

Министр, впрочем, добавил, что компании в неуплате налогов не виноваты – кризис заставил производителей алюминия и целлюлозы снизить объем поставок продукции, что отразилось на прибыли предприятий.

После этого Владимир Пашков переключился на лесную отрасль. По его словам, есть в регионе два лесозаготовительных предприятия (министр их не назвал), использующих одну сырьевую базу. Но на первом заявленный объем зарплаты, являющейся основой для расчета НДФЛ, составляет четыре тыс. рублей, на втором – 24 тыс.

– А предприятия находятся друг от друга «через забор», – добавил министр и констатировал, что таким образом компании уходят от налогов.

Руководитель УФНС по Иркутской области Петр Ковальчук, в свою очередь, добавил, что часть предприятий удерживают НДФЛ с зарплаты работников, но намеренно задерживают его перечисление, кредитуя, таким образом, оборотный капитал.

Досталось на совещании муниципалитетам, в компетенции которых находятся земельный, транспортный налог и налог на имущество. Выяснилось, к примеру, что в Усть-Ордынском Бурятском округе собираемость земельного налога в одном муниципалитете составляет 12%, в другом – 65%. А Иркутск, по подсчетам Владимира Пашкова, мог бы только за счет земельного налога ежегодно иметь около пяти млрд рублей.

Петр Ковальчук, размеренно читавший свой доклад, позднее сказал, что у налоговой службы вообще возникают проблемы со сбором местных налогов. Росрегистрация и бюро технической инвентаризации (БТИ) не очень оперативно сообщают УФНС об объектах налогообложения. А в БТИ, к тому же, существует проблема с определением кадастровой стоимости земельных участков.

– В одном из эпизодов заявленная стоимость участка составляла 26 миллионов рублей, а при пересчете выяснилось, что всего 256 тысяч, – сообщил глава УФНС.

После двух часов совещания участники решили, что у региона существует возможность увеличить облагаемую налогом базу. Правда, для этого необходимо наладить информационный обмен между местными властями, налоговиками и регистрирующими ведомствами.