30.06.2010 12:00
Рубрики
Культура
Теги
#музей
30.06.2010 12:00

От Дзержинского до наших дней

Архивные документы, рассказывающие о самых знаменитых преступниках, личные вещи служителей Фемиды, фотографии первых председателей судебной палаты Иркутской губернии – все эти предметы стали первыми экспонатами Музея судебной системы Прибайкалья. Он открылся в здании Иркутского областного суда по улице Байкальской, 121.

«На основании циркуляра Министерства юстиции 18 декабря 1884 года за № 3028 имею честь препроводить в Иркутское Губернское жандармское управление одно письмо для политического ссыльного Феликса Дзержинского, отправленного 13 мая сего года из Александровской Центральной пересыльной тюрьмы…» – рядом с этим документом, открывающим экспозицию, на витрине есть фотография одного из первых председателей Иркутской Судебной палаты Николая Петровича Еракова. Историки говорят, что его коллекция предметов искусства не уступала знаменитому собранию Сукачева. Судя по снимкам интерьеров его дома, сделанным в начале ХХ века, – это правда. В то же время, как говорится в сопровождающей информационной заметке, Ераков слыл честным чиновником, и судьба его была трагична: в 1923 году он погиб от рук бандитов. От наследия Николая Петровича остались Уставные книги, и сегодня они являются раритетами нового музея. Есть здесь и другой ценный экспонат – Памятный знак 1914 года, учрежденный в честь 50-летия Судебных Уставов Российской империи, которого, как утверждают хранители, нет даже в музее Верховного суда РФ. Его судьи приобрели в иркутском антикварном магазине.

– В создании музея активное участие приняли как наши сотрудники, так и коллеги из Судебного департамента Иркутской области. Мы надеемся, что новый музей расширит круг тех, кому интересна история становления и развития правосудия в нашем регионе, – говорит председатель Иркутского областного суда Николай Дубовик.

Открывая Музей истории судебной системы Приангарья, он перерезал алую ленточку. Церемония получилась торжественной, в зале собрались сотрудники судов со всего региона, многие из них лично участвовали в комплектовании музейных фондов. Так, председатель Зиминского городского суда Ирина Гордеева привезла в подарок печать Народного суда первого участка Зиминского района 1930-х годов.

Кстати, стражи закона тогда часто даже не имели высшего образования. Как гласят информационные стенды, посвященные истории довоенной судебной системы, чтобы стать судьей, раньше порой было достаточно принципиальности, честности и партийного билета. И только в 1956 году председателем Иркутского областного суда стал Дмитрий Милованов, который имел высшее юридическое образование. В период его работы существенно усилился контроль областного суда за деятельностью народных судов. Отдельная тема – судебные династии. Так, судья Ольга Жданова передала в музей значок старого образца «Заслуженный юрист», принадлежавший ее матери.

– Люди приносили самые разные материалы и вещи: стол судьи 1940-х годов, печатную машинку, перо, даже нашли бумагу, на которой писали в то время. А Усть-Кутский суд передал нам портфель председателя суда, отработавшего 24 года на своей должности, – отмечает судья Иркутского областного суда Татьяна Кухлова.

Ее называют одним из идейных вдохновителей создания музея. Несколько лет назад, когда она вместе с коллегами готовилась к 70-летию Иркутского областного суда, и появилась идея создать эту экспозицию. Материалы готовились в сотрудничестве с ИГУ, архивными учреждениям Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга. Большую помощь оказали сотрудники Иркутского областного краеведческого музея – они подарили пулемет «Максим», размещенный в той части выставки, которая рассказывает о Великой Отечественной войне. Именно ветераны судебной системы стали первыми посетителями нового музея. Здесь есть их личные вещи, в том числе – партизанская книжка. Но по воспоминаниям ветеранов, и тем из служителей Фемиды, кому не случилось воевать на фронтах, было несладко. Приговоры в военное время приходилось выносить очень суровые: более 80% осужденных по особо опасным преступлениям приговаривались к срокам заключения свыше 10 лет или к расстрелам.

В планах у хранителей музея – расширение экспозиций. Особый интерес у посетителей должны вызвать материалы о самых громких судебных делах, которые слушались в Прибайкалье с момента основания Судебной палаты и по сегодняшний день.