07.07.2010 12:00
Рубрики
Экономика
07.07.2010 12:00

Лес рубят – ищи налоги

ФНС выступает за создание единой базы заготовителей древесины

Лесная отрасль является одной из наиболее значимых и в то же время проблемных для экономики Иркутской области. Из более двух тысяч состоящих на учете предприятий данной сферы половину составляют лесозаготовители, 350 субъектов налогообложения являются экспортерами.

Как сделать так, чтобы сибирский лес, «уплывающий» за границу, способствовал пополнению бюджета на благо жителей региона? О проблемах налогообложения в лесной отрасли и путях их решения разговор с руководителем Управления ФНС России по Иркутской области Петром Ковальчуком.

– Петр Иванович, почему лесная отрасль является наименее, мягко скажем, законопослушной?

– В Иркутской области зарегистрировано более 140 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, из них в лесной сфере действует немногим более 1,5%. А суммы, доначисленные при камеральных проверках их деклараций, от общей суммы начислений по этому виду контрольной деятельности составляют около 9%, а по выездному контролю – более 20%.

В перестройку в период перехода от госзаказа к рыночным отношениям заготовка и продажа древесины ушли в теневой сектор. Сказалось несовершенство законодательства, отсутствие механизмов регулирования. Это побудило предпринимателей к получению наибольшей выгоды и применению многочисленных схем не только ухода от налогообложения, но и получения необоснованной выгоды в виде возврата НДС.

Ситуация выглядит примерно так: недобросовестные налогоплательщики придумывают схему ухода от налога, мы ее вычисляем и пресекаем, они применяют новую, мы опять вычисляем. Но так длиться до бесконечности не могло, и неопознанных вариантов практически не осталось. Сейчас вопрос находится под жестким контролем.

– Когда же государство спохватилось?

– Лет пять-шесть назад стало понятно, что в одиночку ни нам, ни таможенникам, ни администрации области с этой проблемой не справиться. А из казны утекали миллионы. Тогда мы начали объединять усилия. Так, например, в 2005–2007 годах мы участвовали в аукционах по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, проводимых агентством лесного хозяйства Иркутской области. Информация по результатам торгов рассылалась по территориальным налоговым органам – для контроля за полнотой отражения выручки от реализации леса в налоговой отчетности. В это же время мы поддерживали инициативы по созданию лесных терминалов, введению маркировки бревен лесозаготовителями.

На наш взгляд, действенной мерой может стать утверждение законодателями на региональном уровне схемы обязательной регистрации в налоговых органах копий счетов-фактур, выставленных лесозаготовителями на отгружаемый объем леса. Данный порядок предусматривает движение копий счетов-фактур вместе с лесом по всей цепочке: от заготовителя до конечного потребителя – экспортера или переработчика.

С кем вы объединяете усилия?

– Мы не только обмениваемся информацией с правоохранительными и контролирующими органами, но и проводим совместные мероприятия. Передаем наработанные данные в прокуратуру. Обмен информацией с таможенниками (тут наоборот мы пользуемся их сведениями) предусмотрен на федеральном уровне, в конкретных ситуациях ведется оперативная работа.

Хотелось бы более активной поддержки со стороны органов МВД. Зачастую посредниками, продающими лес, являются фирмы-«однодневки», оформленные на лиц, которые в силу своего социального положения (так называемые бомжи и безработные хронические алкоголики) не могут заниматься бизнесом. Но милиция ограничивается лишь выяснением этого обстоятельства и не интересуется: кто от лица «учредителей» на деле руководит такими конторами. И подразделения ГИБДД могли бы более оперативно сообщать нам сведения о владельцах транспортных средств, задействованных нелегальными лесозаготовителями.

С собственными выездными налоговыми проверками за последние три года мы побывали у половины предприятий отрасли. При этом эффективность их значительно выше среднего уровня: например, в 2009 году доначисления на одну проверку составляли в лесной отрасли 3,4 млн рублей.

С 2007 года активно участвуем в работе Совета по инвестициям при губернаторе Иркутской области. Во избежание потерь бюджетов разных уровней наше управление разумно возражает против одобрения сомнительных проектов в качестве приоритетных.

Что, по-вашему, означает «сомнительный»?

– Управление не разделяет позицию, что следует одобрять максимальное количество предлагаемых проектов, так как поддержка недоработанных и неподкрепленных соответствующими ресурсами вариантов приводит к неэффективному использованию и долгосрочному замораживанию выделенных под них участков лесного фонда. Так, например, в марте этого года был изъят участок у открытого акционерного общества, проект которого в октябре 2009 года был одобрен уже через месяц после регистрации данного ОАО.

В документах зачастую заявляется баснословный рост поступлений в бюджет. При этом истинное положение дел складывается кардинально противоположным образом. Одно из предприятий, проект которого неоднократно возвращался на доработку, обещало к середине прошлого года наладить выпуск деревянных сборных домов и задекларировало почти 37 миллионов рублей налоговых поступлений в бюджет. В реальности продукции было реализовано всего на 19 миллионов рублей, исчислено налогов за 2009 год – 1,8 миллиона рублей, одновременно к возмещению из бюджета заявлено 74 миллиона рублей НДС. Таким образом, по крайней мере в 2009 году бюджетная привлекательность данного приоритетного проекта осталась лишь на бумаге.

– Какие суммы фигуранты в лесной отрасли уплачивают принудительно?

– Примерно шестая часть проводимых нами выездных проверок и доначисленных по их результатам сумм приходится на лесопромышленный комплекс. Всего по результатам контрольной работы только за первый квартал этого года было начислено к уплате 175 миллионов рублей налогов.

– Что в вашей работе самое сложное?

– Доказать факт нелегального приобретения продукции. Существенными последствиями экспорта незаконно добытой лесной продукции являются не только потери федерального бюджета в виде возмещения НДС налогоплательщикам – экспортерам, но и непоступление в региональный и местные бюджеты налогов с сумм реализации древесины от перепродавцов и заготовителей. Это связано с тем, что лес экспортеры приобретают за наличный расчет. При этом реального заготовителя установить не представляется возможным.

Характерно также, что значительная часть леса приобретается у фирм, зарегистрированных в Москве и имеющих расчетные счета только в банках Иркутска. Как правило, они не представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность по месту постановки на учет.

– У вас есть конкретные предложения по решению этих проблем?

– Свои предложения по повышению эффективности противодействия незаконной заготовке леса и оборота древесины мы постоянно направляем в правительство области. Мы активно поддерживаем инициативу создания единой информационной базы «Лес» – данных о лесозаготовителях, объемах и стоимости заготавливаемого леса и реализуемых лесоматериалов на основании сведений органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере контроля за природопользованием, правоохранительных, таможенных, налоговых и других заинтересованных структур. Налоговые органы, со своей стороны, могут регулярно пополнять ее информацией о результатах контрольных мероприятий и выявленных нарушениях налогового законодательства.

Но это все полумеры. И они существенно на ситуацию все же не повлияют. Это проблема не только нашего региона. Пока не будут созданы условия, не появится заинтересованность и выгода в легальной работе у производителей, ничего реально не изменится. Тем не менее мы обязаны в любой ситуации перекрывать каналы контрабанды, противодействовать воровству и незаконному обогащению. Возможности у нас для этого имеются.