«Я пришел к вам с открытым сердцем»

Семья Мори продолжает традиции дружбы

Экс-премьер Японии Есиро Мори вчера захоронил на городском кладбище Шелехова часть праха своей матери Акико Мори, ушедшей из жизни в начале этого года. Таким образом, сын исполнил последнюю волю матери, пожелавшей, чтобы ее прах лежал рядом с прахом ее мужа – знаменитого политика Сигэки Мори, который одним из первых начал выстраивать дружеские отношения между народами Японии и СССР.

Сигеки Мори более 35 лет был мэром японского города Нэагари (с 2005 года входит в состав города Номи, префектура Исикава). Он одним из первых начал устанавливать дружеские отношения с СССР – происходило это тогда, когда отношения стран были натянутыми из-за южных Курильских островов. В 1972 году Мори подписал с администрацией города Шелехова договор о побратимских связях с Нэагари. Как сказано на сайте шелеховской мэрии, документ «предполагал развитие сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения». Города стали принимать и отправлять друг другу детские делегации, в Шелехове стали активно изучать японский язык, а в Нэагари – русский. Дети из Нэагари впервые приехали в Шелехов в 1982 году, а российские школьники стали ездить в Японию с 1988 года. Естественно, что все это способствовало развитию интереса к культурам двух стран, к истории наших непростых взаимоотношений и, что самое главное, к завязыванию дружеских отношений между россиянами и японцами.

Сигеки Мори умер в 1989 году после продолжительной болезни, завещав захоронить часть своего праха в Шелехове. Его работу продолжила супруга – Акико. Она каждый год приезжала в Шелехов, принимала российских детей в Японии. Акико Мори умерла в начале этого года и завещала сыну заложить часть своего праха под той же могильной плитой на шелеховском кладбище, где лежит прах ее мужа.

Есиро Мори сделал это в свойственной восточным народам манере. Он неторопливо подошел к памятнику отца, преклонил перед ним колени, аккуратно поставил урну с прахом в могилу, достал буддийские четки и несколько раз поклонился памятнику. Приехавшие с Мори родственники, в частности, супруга и дочь, поднесли к памятнику цветы, также поклонились, держа в руках четки. Почести Акико Мори отдали губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев и мэр Шелеховского муниципального района Юрий Сюсин.

– Моя мать хотела, чтобы ее прах покоился в этой земле, – сказал Есиро Мори, а потом добавил, что он и его дети продолжат начатые ради дружбы и мира отношения между странами.

– Я видел утром, как господин Мори обращается к своим родственникам, молодым людям. Я согласен, что именно им предстоит множить тысячи ручейков дружбы, – отметил губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев.

О дружбе и понимании между народами говорил на церемонии и председатель Иркутского областного общества дружбы «Байкал-Япония» Владислав Поздняк:

– Позиция Сигеки Мори всегда была такой – «я пришел к вам с открытым сердцем».

После церемонии захоронения японская делегация во главе с Есиро Мори переместилась в Музей российско-японской дружбы, открытый в этом году в Шелеховском Центре развития творчества детей и юношества. Перед тем как попасть в музей экс-премьер Японии подошел к каждому из воспитанников Центра (дети ждали его на крыльце) и пожал им руки. В самом музее находится копия договора о связях между Номи и Шелеховым, фотографии Акико Мори с российскими детьми, традиционные японские костюмы, сувениры, а также лук со стрелами, из которого мать Ясиро Мори однажды стреляла на соревнованиях в Иркутской области. Осмотрев экспозицию, каждый из японской делегации расписался на память в музейной книге.

Представители общества «Байкал-Япония» утверждают, что Россия для Японии сейчас не только экономический партнер, но и единомышленник.

– Знаете, один японец как-то сказал мне, что Корея и Китай – слишком далеки, а вот Россия, наоборот, духовно близка. По крайней мере так говорят в Исикаве, – пояснил заместитель председателя общества дружбы «Байкал-Япония» Анатолий Марков.

Также Дмитрий Мезенцев и Есиро Мори посетили Иркутский государственный лингвистический университет, где побывали в аудиториях, лингвистических классах и библиотеке. Почетный профессор ИГЛУ Есиро Мори передал университету учебную литературу по изучению японского языка.