Цирк

Зданию Иркутского цирка немногим менее полвека, хотя к цирковому искусству город приобщился еще в XVIII веке. Тогда в Иркутск частенько приезжали бродячие цирковые труппы, дивили публику акробатическими трюками и номерами с дрессированными животными. В частности, первые цирковые представления в столице Приангарья связаны с именем артиста Миколлето. Его выступление 1795 года упоминается в городских летописях.

Позднее, в 1868 году итальянец Сулье на собственные деньги выстроил в Иркутске помещение из дерева, в котором регулярно проводил различные представления и устраивал ристалища. Можно считать, что это был первый стационарный цирк Иркутска. Его здание сгорело в одном из пожаров.

В октябре 1897 года на Тихвинской площади (ныне площадь имени Кирова) открылся первый зверинец. Владелец животных некий господин Фец прибыл в город из Канска, выстроил специальные помещения и дивил сибиряков слоном, львами, леопардами, ягуаром, крокодилом, гиеной.

В течение столетия до появления каменного цирка в городе с регулярным постоянством появлялись то шапито, то выстраивались стационарные здания для артистов, которые в своем большинстве постигла такая же участь, что и заведение Сулье. Однако цирк не прекращал своего существования.

Каменное здание цирка, первое на территории Сибири и Дальнего Востока, появилось в Иркутске в 1964 году. В подготовке строительного проекта участвовал архитектор Борис Кербель. В то время – главный архитектор Иркутской области. Площадь сооружения – 6000 кв. м, в зале 1734 места, высота от купола до арены 18 м, диаметр манежа – 13 м. Эта величина, как и расстояние между стенами зрительного зала, лестницами и крепежными крючками, одинакова для всех цирков мира. Дело в том, что артисты возят весь реквизит (батуты, тросы, сетки, подвески, канаты) с собой и благодаря единым стандартам им не приходится подгонять его под размеры залов.

Здание цирка включает в себя множество разнообразных помещений. Здесь есть конюшни, помещение для трюков иллюзиона под манежем, есть вольер для слонов, клетки для медведей, тигров, пантер.

По словам работников цирка, на иркутской арене выступали все виды животных и птиц, с которыми работают дрессировщики. Особенно запомнился работникам приезд в Иркутск бегемотихи Жужи. Жужа, больше трех тонн весом, выполняя акробатические номера, проломила в нескольких местах арену. После этого манеж пришлось полностью разобрать и выстроить новый, что весьма непросто и дорого.

Более чем за сорок лет на арене прошло около 10 000 представлений, артистам аплодировало свыше 5 миллионов зрителей. С гастролями сюда приезжали самые именитые труппы и артисты – Игорь Кио и Олег Попов, Дуровы и Филатовы.

Весь цирковой инвентарь делается по заказу на разных заводах. В свое время известному дрессировщику медведей Геннадию Минасову очень помог Иркутский авиазавод. Минасов давал гастроли за границей, на Кубе. После выступления реквизит артиста сгорел, и в Иркутске, куда он приехал выступать, работники авиазавода пришли на выручку.

Мы не случайно рассказываем только о приезжих артистах – своей труппы в городе нет, потому что в цирке всего одна арена. Для репетиций и дрессировки зверей необходима еще одна. Строительство второй арены требует немалых финансовых вложений, и пока о ней только мечтают.

Но повод для гордости есть. Иркутский государственный цирк имеет собственный оркестр. Именно живая музыка делает цирковое выступление настоящим праздником, создает особую атмосферу. В оркестре работают профессионалы: у каждой труппы, которая приезжает в наш город, своя музыкальная программа. Артисты привозят ноты, и за 3–4 дня музыканты должны их не просто разучить, но и успеть сыграться. А под фонограмму выступление даже самого успешного артиста воспринимается уже по-другому. Например, в самые напряженные моменты барабанная дробь заставляет зрителей замереть и на одном дыхании следить за акробатом под куполом. Кроме того, музыканты обязательно наблюдают за происходящим на арене и в случае заминки могут выручить артистов, используя аккомпанемент.

К главному зданию цирка прилегает гостиница. Чаще ее называют общежитием, здесь артисты вместе со своими семьями проживают во время гастролей. Условия ли проживания и сервиса или особенности сибирского гостеприимства влияют на то, что иногородние труппы довольно часто посещают наш город. Здание иркутского цирка, без которого город был бы лишен возможности лицезреть многие восхитительные цирковые выступления, является неотъемлемой частью истории и культуры столицы Приангарья, а значит, имеет полное право называться знаковым местом.