«Экспериментарий» – музей занимательной науки

Слова «экспериментарий» до 2008 года не существовало в русском языке, оно придумано основателями музея. Правда, сама идея «экспериментария» зародилась еще в прошлом веке.


В основе работы нашего музея лежат два принципа. Во-первых, это стремление к необычности – музей старается рассказать об интересных явлениях или вещах, которые люди просто не замечают. Во-вторых – простота объяснения. Все сложное состоит из простого, но часто, чтобы объяснить сложные вещи простыми словами, нужно хорошо поработать. Именно в этом состоит смысл популяризации. В нашем музее важно не столько научить чему-либо, сколько заинтересовать, пробудить внутреннее любопытство, которое может стать стимулом к познанию нового.  

Константин Кравченко, доцент Восточно-Сибирской государственной академии образования, руководитель музея


 

Идея из прошлого века

 – Возможно, кто-то еще помнит, раньше были очень популярны книги: «Занимательная физика», «Занимательная астрономия», «Занимательная геометрия», – рассказывает Константин Кравченко. – Их автор Яков Перельман в довоенном Ленинграде создал первый «Дом занимательной науки». Этот человек был одним из первых, кто начал использовать интерактивные приборы для демонстрации.

Музей Перельмана, открытый 15 октября 1935 года в Ленинграде для популяризации научных знаний среди детей и взрослых, к концу своего существования насчитывал несколько сотен экспонатов. К сожалению, во время войны вся экспозиция была уничтожена.

В наше время, конечно, возможностей для интерактивных демонстраций существенно больше – наука шагнула далеко вперед, но многие демонстрации, созданные в «Доме занимательной науки» не стали менее интересными и в наше время.

– Интерактивные музеи науки стали очень популярны за рубежом. Один из таких музеев я посетил в 1998 году в Сан-Франциско, – продолжает собеседник «Областной». – Это довольно большое здание с несколькими этажами. Практически все экспонаты там были самодельными – ни тогда, ни сейчас серийным выпуском демонстрационных приборов, как правило, никто не занимается. В Калифорнии музей работал с 1969 года. Участие в его основании принимал знаменитый физик Фрэнк Оппенгеймер. Некоторые из выставленных экспонатов были сделаны его руками.

Константин Кравченко признался, что, вернувшись из Калифорнии, он спустя несколько лет вместе со своими единомышленниками решил заняться созданием экспериментальным приборов. Тогда это было хобби.

– Мы делали это с большим интересом, но не придавали большого значения. Позже заметили, что наша деятельность вызывает интерес и у окружающих, а также и то, что продуктов нашего творчества скопилось немало. Имея уже пару десятков экспонатов, мы всерьез задумались об их демонстрации. В 2005 году прошла первая лекция для школьников в помещении одного из колледжей Иркутска.

Несколько лет музей-экспериментарий не имел постоянного места для экспозиции, временно располагался в подвалах дружественных организаций. Благодаря поддержке президиума Иркутского научного центра СО РАН сейчас музей занимает отдельное помещение и уже превосходит по числу экспонатов немногие существующие в нашей стране подобные заведения.

Все члены президиума проголосовали за то, чтобы выделить под музей здание одного из магазинов в Академгородке. В 2008 году произошло официальное открытие «Экспериментария». За два с половиной года существования музей заработал международную известность, несмотря на то, что организаторы не занимаются его рекламой.

– Побывавшие здесь однажды делятся впечатлениями с друзьями и коллегами, те рассказывают своим знакомым – таким образом, информация о нас распространяется достаточно быстро. С момента открытия в стенах этого здания побывали ученики всех без исключения школ Иркутска, а также представители 21 страны. В основном это студенты и преподаватели зарубежных вузов, приехавшие по работе или учебе, – говорит Константин Кравченко.

Сейчас «Экспериментарий» работает только по заявкам с группами от десяти человек. Пока в музее нет ни одной полной ставки лектора, и все люди, которые читают лекции и демонстрируют экспонаты посетителям, трудятся еще и на основной работе.

– Самая главная проблема, с которой мы столкнулись, – это кадры. Во-первых, подобного рода музеи во всем мире обычно сами себя не в состоянии окупать, у них есть фонды помощи, оказывающие поддержку, попечительские советы, добровольные члены которых получают удовлетворение от того, что помогают полезному делу. В нашей стране это пока не развито. Нам оказывает посильную помощь Иркутский научный центр СО РАН. Большую поддержку в тяжелое время оказал московский фонд Дмитрия Зимина «Династия». Но даже если к этому прибавить выручку от продажи билетов, этого не хватит, чтобы оплачивать полный рабочий день штатным сотрудникам. Во-вторых, хороших лекторов мало, их нужно еще поискать, – поясняет Константин Кравченко.

 

Приборы собраны вручную

 

В «Экспериментарии» сложилась традиция: по окончании лекции посетители оставляют свои комментарии в книге отзывов – на момент написания этого материала заканчивалась третья по счету тетрадь внушительных размеров. Ни одного отрицательного комментария найдено не было. Школьники даже рисовали радостные рожицы, смайлики, писали на всю страницу «спасибо», «класс!», «супер».

– Детям здесь особенно нравится. В силу своего возраста они гораздо любопытнее взрослых. Был случай, когда к нам привезли так называемых трудновоспитуемых подростков, как сказали, «самых отборных». Как правило, это не очень простые в общении дети. Но умелый преподаватель обязан заинтересовать любую аудиторию. Сначала было непросто, но постепенно, по мере их участия в опытах и обсуждениях демонстраций, оказалось, что это вполне адекватные ребята. Большинству школьников у нас очень нравится. Некоторые приходят сюда во второй и третий раз, приводят родителей и друзей. Для увлеченных школьников мы проводим отдельные семинары, а также ставим исследовательские опыты, – продолжает собеседник «Областной».

Следует сказать несколько слов о самих экспонатах музея. Все приборы собраны вручную преподавателями и учениками. Большинство экспонатов демонстрируют применение физических сил и законов на практике. Здесь есть и самодельный детектор лжи, и эмуляция черной дыры, и прибор, проверяющий реакцию, и зеркальная кабина. Более подробную информацию об экспонатах можно найти на официальном сайте музея.

«Экспериментарий» также включает в себя небольшой аппарат для демонстрации звездного неба на сферическом экране. Прибор имеет особую историческую ценность и является предметом гордости музея.

– Аппарат был собран в Германии известной фирмой Carl Zeiss, производящей оптику. После войны он был передан в Сталинград. Спустя какое-то время аппарат был направлен в Иркутск, где работал в помещении Троицкой церкви. Там он простоял до 1986 года. Когда же помещение было закрыто на ремонт, прибор был бережно разобран и сохранен Иркутским астроклубом под руководством Елены Шерстовой. Когда мы получили помещение, аппарат переехал сюда, – отмечает Константин Кравченко.

Были предложения сделать для аппарата надстройку в виде купола над зданием музея, но цена в 12 млн рублей, к сожалению, оказалась слишком большой для создателей заведения. Оборудование в итоге разместили внутри самого «Экспериментария». Помещение подготовили: сами сделали купол, поставили музыкальную систему.

Сейчас «смотреть на небо» могут одновременно до 30 человек, пришедших на экскурсию в «Экспериментарий».

– Для наглядности во время лекций о звездном небе мы используем мультимедийный проектор и лишь ненадолго включаем старый аппарат, проецирующий на купол 2500 звезд и создающий иллюзию звездного неба, – поясняет Константин Кравченко.

«Экспериментарий», очевидно, будет развиваться и дальше – время показало, что подобное заведение пользуется популярностью. Уже сейчас в разработке находятся около 100 новых демонстрационных приборов, так что музей в будущем станет еще более интересным.