14.01.2011 13:00
Теги
14.01.2011 13:00

Казанская церковь

«Икона Казанской Божьей матери считается самой чудотворной и значимой для православных христиан. Она помогает людям в самых сложных ситуациях. Не раз молитвы к ней сказывались на исходе войн и других несчастий в истории нашего государства. Именно ей посвящен самый большой действующий храм Иркутской области».

Александр Алферов, староста храма Иконы Казанской Божьей Матери

Замысел православных ремесленников

К празднованию Пасхи 1892 года в Иркутске было приурочено возведение нового православного храма, потрясающего необычностью своего архитектурного исполнения. Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери или, как ее называют жители нашего города, Казанская церковь была построена «тщанием потомственного почетного гражданина Иркутска, золотопромышленника, исследователя Севера и Сибири, мецената Александра Сибирякова», о котором уже не раз заходила речь в рамках нашей рубрики.

Существует мнение, что сама инициатива строительства принадлежала жителям Ремесленной слободы, то есть людей, с которыми Сибиряков был связан непосредственно (купцы, мещане, цеховые ремесленники). Так или иначе, для сооружения храма на территории поселения свободных ремесленников был создан строительный комитет, возглавлял который сам Сибиряков.

4 апреля 1885 года Александр Сибиряков направляет архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину докладную записку: «Представляя при сем проект на постройку каменной православной церкви для Ремесленной слободы, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство исходатайствовать в строительном отделении Главного Управления Восточной Сибири надлежащее утверждение».

В тот же день архиепископ направил проект церкви в строительный отдел главного управления.

Архитектор барон Розен, оставивший заметный след в архитектуре Иркутска (музей ВСОРГО, сиропитательный дом Базанова, памятник Щапову), дал экспертное заключение по этому проекту: «…Храм этот, могущий вместить в себя до тысячи человек, по своим размерам и пропорциям может быть прочен и устойчив… Однако греко-византийский стиль в фасадах не вполне выдержан, остроконечная крыша и луковицы на куполах к нему не идут, купол для колоколов с несимметрично расположенными выступами для лестниц следует признать спроектированным неудачно и портящим эффект прекрасно в остальном придуманного храма».

 

Строительство на деньги будущих прихожан

Приняв во внимание заключение авторитетного архитектора, Александр Михайлович продолжил работу над проектом храма, который тогда еще планировался во имя Святителя Николая, о чем свидетельствует прошение, поступившее на имя архиепископа Вадима в январе 1885 года:

«Ваше Высокопреосвященство! Милостивый Архипастырь! Имея искреннее желание соорудить в Ремесленной слободе города Иркутска храм во имя Святителя Николая и надеясь на поддержку наших сограждан, покорнейше просим Ваше Преосвященство выдать две книги на каждого из нас для сбора пожертвования. Поручая себя молитвам Вашим, остаемся Вашего Высокопреосвященства покорнейшие слуги – А. Сибиряков, Д. Демидов».

Конечно, Сибиряков обратился с просьбой о пожертвованиях и к иркутским купцам, которые незамедлительно на нее откликнулись. Один из представителей купеческой династии Трапезниковых сопроводил свой взнос примечательным письмом: «Александр Михайлович Сибиряков извещал меня о начавшейся постройке в Иркутске, в Ремесленной слободе, каменной церкви… и предложил мне… принять участие в пожертвовании на постройку этого храма… я имею честь представить при сем на этот предмет три тысячи рублей».

Уже в мае следующего года строительный комитет располагал солидной по тем временам суммой 23 756 рублей. Пожертвования продолжали поступать вплоть до окончания строительства. Впрочем, проблемы у проекта все же были.

 

Бюрократические препятствия

Еще в марте 1885 года Сибиряков обратился в Городскую думу с просьбой уступить ему для строительства каменной церкви площадь в Ремесленной слободе, на которой располагались запасные хлебные магазины. Дума просьбу удовлетворила и постановила перенести хлебные амбары в другое место, но этому воспрепятствовала губернская администрация, что вынудило жителей Ремесленной слободы направить очередное прошение архиепископу Вениамину:

«Губернская администрация почему-то встречает препятствия к сносу амбаров и очистке площади. Так что, благодаря недоразумениям со стороны администрации, дело о постройке церкви остановилось, и мы рискуем остаться без нее. Дорожа возможностью иметь храм в Ремесленной слободе, и именно на площади хлебных амбаров, крайне не желая лишиться участия в деле А.М. Сибирякова, мы, не находя нигде поддержки в вопросе постройки церкви, наконец, позволяем себе обратиться к Вам, Ваше Высокопреосвященство, как представителю религиозных потребностей христиан, принять со своей стороны участие в ходатайстве перед высшей администрацией о дозволении строить церковь на избранном нами месте».

Благодаря помощи архиепископа дело об отводе места под строительство церкви было, в конце концов, решено в пользу жителей поселения.

В 11 часов 27 июля 1885 года из Кафедрального собора на единственную площадь Ремесленной слободы пошел крестный ход. Архиепископ Вениамин совершил освящение закладки строящейся церкви. При совершении обряда присутствовал генерал-губернатор граф Алексей Игнатьев.

За время подготовки к строительству церкви первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской Иконы Божьей Матери.

 

Убранства руками иркутских умельцев

По завершении строительных работ возник вопрос о внутреннем убранстве храма. Ремесленный район Иркутска, в котором был возведен храм, славился искусными резчиками, позолотчиками, серебряных дел мастерами, иконописцами. Они приняли участие в отделке храма. К большому сожалению, до нас не дошли имена многих талантливых мастеров. В архивных документах упоминается лишь имя цехового резчика Владимира Каратаева, который выполнил иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви. Они были украшены изящной золоченой резьбой. В главном иконостасе находилось резное посеребренное изображение Святого Луки.

В газете «Восточное обозрение» была обнаружена статья об иркутском живописце Максиме Зязине, обучавшемся в Санкт-Петербургской Академии художеств и расписывавшем многие церкви Иркутска, в том числе собор Вознесенского монастыря и Богородице-Казанскую церковь. В статье прямо указано, что «Евангелисты» в куполе Казанской церкви были написаны именно им.

Девять колоколов: праздничный большой – в 358,5 пуда; воскресный – в 172 пуда; повседневный – в 40 пудов и шесть малых были отлиты в Ярославле. Церковь была обнесена каменной оградой с ажурными решетками. И церковь, и ограда окрашены красной краской. А купола и решетки – зеленой. В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, «немало забот и труда положившие на украшение и благолепие приходского храма», но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников.

«Иркутские епархиальные ведомости» сообщали: «9 апреля (в 1892 году) совершено было освящение каменной церкви, построенной на иждивение А.М. Сибирякова в Ремесленной слободе города Иркутска».

 

Реставрация

После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Но в 1936 году ее постигла судьба почти всех храмов России – она была закрыта. На Ремесленно-слободском кладбище была построена школа. В самой же церкви с 1936 года сменилось много хозяев. Здесь был склад базы книготорга, курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир». В здании церкви появились межэтажные перекрытия, капитальные перегородки и многочисленные переборки.

Памятник не раз горел, претерпевал акты вандализма. Неоднократно выносились решения о реставрации Казанской церкви. Наконец, решением Иркутского областного Совета народных депутатов в октябре 1988 года Богородице-Казанская церковь была передана Иркутскому областному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). И сразу же творческо-производственное объединение «ЛАД» (хозрасчетная организация при ВООПИиК) приступило к реставрации храма. Автором проекта реставрации стала ведущий архитектор иркутских реставрационных мастерских Лариса Гурова.

В октябре 1990 года реставрацию продолжило малое предприятие «Возрождение». Восстановление памятника проводилось за счет Фонда реставрации Иркутского областного отделения ВООПИК, куда поступали добровольные пожертвования от организаций и граждан города.

Богородице-Казанская церковь, восстановленная в своем первоначальном виде, предстала перед жителями и гостями нашего города в 1996 году. Объемно-пространственная композиция храма резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Декор фасадов выполнен в сложных формах «стилевой» архитектуры конца XIX века и во многом использует византийские формы.