Животноводство на голом энтузиазме

В Баяндаевском районе сегодня самое большое в области поголовье скота – более 50 тыс. голов. На каждого члена семьи приходится по три коровы. Казалось бы, при таких условиях животноводство должно развиваться успешно. Но есть причины, тормозящие развитие сельскохозяйственной отрасли. Фермер Виктория Осодоева рассказала «Областной» о своем хозяйстве и трудностях, осложняющих жизнь аграриям.

Село Нагалык в Баяндаевском районе называют фермерским. Здесь организовано сразу шесть крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Руководитель одного из них – Виктория Осодоева, в прошлом преподаватель химии.

– Приехала я в Нагалык по распределению после окончания Улан-Удэнского института, – рассказывает Виктория. – Преподавала десять лет в школе, вышла замуж, пошли дети. После последнего декрета решила в школу не возвращаться. Муж работал в совхозе «Баяндаевский» инженером-механиком. Совхоз развалился, решили, если остаемся в деревне жить, нужно держать хозяйство. Так все и началось. В 2008-м организовали КФХ.

Сегодня в хозяйстве Осодоевых около 100 голов крупного рогатого скота (КРС), из них 50 – из дойного стада, а также 120 лошадей. Супруги занимаются частичной переработкой, торгуют молоком, творогом, сметаной на центральном рынке в Иркутске, наращивают пологовье.

– Получаем немного дешевле нефтепродукты. Земля – в аренде. В прошлом году была засуха, арендовали 30 гектаров, нынче хотим взять побольше. Каждый год надеемся на лучшее, – говорит собеседница «Областной».

Вся скотина, за исключением дойного стада, содержится у фермеров без привязи. Возникают проблемы со строительством приспособленных помещений. Нет техники для заготовки кормов, а получить финансовую помощь трудно. Та же ситуация со строительством коровников или откормочных площадок.

– Суммы нужны большие, – говорит фермер. – Нам в минсельхозе говорят, что типовая семейная ферма, рассчитанная на 70 голов крупного рогатого скота, обойдется в 37 миллионов рублей. Фермер, может, и готов взять кредит и построить, но у него нет залоговой базы, чтобы оформить ссуду, и нет поручителей. Получается замкнутый круг: не можем получить кредит – не можем строиться.

Та же ситуация, по словам Виктории Осодоевой, и с развитием растениеводства. Чтобы взять комбайн или трактор, необходимо около 4–6 млн рублей. Но у фермеров таких денег нет. По лизингу приобрести технику тоже сложно:

– Люди боятся: вдруг неурожай, не удастся получить от продажи средства, а платить по лизингу нужно. И потом, чтобы взятый в рассрочку комбайн себя оправдал, фермеру нужно три-четыре года отработать только на комбайн. А из чего платить за удобрения, ГСМ, работникам? Если фермер распахивает 500 гектаров – еще можно как-то выжить, а если меньше – никак.

Начальник сельхозуправления Баяндаевского района Виталий Еликов рассказал о ситуации на территории.

– Когда был Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, программ поддержки аграриев от Иркутской области у нас не было. После объединения область готова помочь округу, да нет денег. Желание у людей работать есть, многие готовы взять землю и работать, – говорит он.

Пустующих земель в Баяндаевском районе много. Из 120 тыс. га сельхозугодий засевается только 4 тыс. га. Потребность района для обеспечения поголовья своим фуражом и семенами минимум 15 тыс. га.

– У нас есть знаменитый фермер Рыбаков, – говорит руководитель сельхозуправления. – Он с помощником вдвоем держит более 150 голов крупного рогатого скота. Никаких капитальных сооружений у него нет, из техники – старенький трактор и косилка. Работают на голом энтузиазме, и развития никакого… Мы еще держимся за счет высокого поголовья скота. Себестоимость мяса получается ниже. Вроде и молоко доить выгодно – населению есть куда его сдавать. Но чтобы доить молоко, нужно готовить много кормов, скот должен содержаться на привязи, нужны дополнительные рабочие руки, которым нужно платить зарплату, нужны сооружения. Не на улице же корову доить! Большая надежда у нас на инвестиционные проекты, которые мы защищаем в минсельхозе.

Надежду на развитие своего хозяйства по инвестпроектам связывает и Виктория Осодоева:

– Планируем организовать племенное хозяйство. Будем покупать симменталов (порода КРС), уже договорились привезти из Анги Качугского района несколько телочек и быка. Эта порода молочного направления. Нынче открыли кооператив по закупу молока. Зарегистрировались 17 февраля. Будем теперь не только свое молоко перерабатывать, но и у населения закупать. Есть задумка сделать свой цех по мясопереработке. Сейчас мясо сдаем перекупщикам. Это невыгодно. Бывает, мясо привезешь на рынок, а там говорят, что его сегодня много, и цену сбивают. Хотим увеличить и посевные площади. Есть у нас три трактора, но нет комбайна, пока приходится брать в аренду. В позапрошлом году купили прессподборщик, сеялки, плуги.