15.04.2011 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
15.04.2011 12:00

Ставка на качество

Компании «ТМ Байкал» – 20 лет

14 мая 20-летие отметит одно из самых успешных предприятий Иркутской области – «ТМ Байкал». Созданное в начале 90-х годов прошлого века деревоперерабатывающее производство и сегодня, благодаря применению современных технологий, можно смело назвать передовым. О том, какими показателями встречает «ТМ Байкал» собственный юбилей, о проблемах и перспективах предприятия рассказывает генеральный директор Павел Каюков.

– Павел Владимирович, расскажите, пожалуйста, с какой целью было создано в Свирске совместное российско-японское предприятие?

– Первоначальный проект предприятия и существующий ныне отличаются как день и ночь. Изначально деревоперерабатывающее производство должно было быть построено в привязке к Бархатовской лесоперевалочной базе и было рассчитано на изготовление шпал. В качестве побочного продукта предполагался выпуск брусков для японского домостроения. Но в 1991 году технологии не позволяли перерабатывать горбыль в хороший продукт. Подписали договор о создании предприятия, перечислили деньги в уставной капитал, начали завозить оборудование, в основном импортного производства, и заключать контракты. За это время распался Советский Союз. Валюту, перечисленную японской стороной в уставной капитал, заморозили и перевели в облигации, которые гасили до 2008 года. Пришлось очень трудно: необходимо было рассчитываться со строителями и строить предприятие. За это время успела и Бархатовская лесоперевалочная база исчезнуть, и потребность железной дороги в шпалах стала нам неведомой. Пришлось на ходу менять профиль, строить дополнительную мощную линию по переработке досок, которую мы запустили в 1995 году. С тех пор основной ассортимент – производство высококачественных сухих и антисептированных строганых пиломатериалов для японского деревянного домостроения .

– Насколько важно то, что вы производите именно сухие пиломатериалы?

– Сухая продукция, в первую очередь, защищена от биологических воздействий: плесени и грибка, соответственно ее можно медленнее продавать, причем мелкими партиями – мы перевозим ее в контейнере. Это дает возможность доставить груз до места в неизменном виде без механических повреждений. В этом году мы планируем запустить уже четвертую очередь комплекса, что позволит сушить до 85% производимой готовой продукции. К тому же наше предприятие, смонтировав котельную, работающую на древесных опилках – ранее за ненадобностью просто утилизировавшихся, – смогло не только в разы удешевить сам процесс сушения, но и помочь родному городу.

– Это каким же образом?

– В летний период с помощью нашей котельной у жителей Свирска появилась горячая вода. Такая услуга не предоставлялась свирчанам со времен перестройки.

– Сколько готовой продукции вы производите в год?

– В год мы перерабатываем около 260 тысяч кубометров древесины, готовой продукции выпускается от 110–115 тысяч кубометров. Вся продукция реализуется на японском рынке. Строители домов в Японии принимают наш пиломатериал без какой-либо дополнительной обработки. Достаточно отметить, что на «ТМ Байкал» достигнута точность пиления до 0,5 мм по толщине и ширине по всей длине распила. Уровень автоматизации и механизации производственного процесса составляет 95%. В связи с увеличением спроса на нашу продукцию предприятие перестроило свою работу и увеличило выпуск продукции.

– Наверняка цели и задачи, поставленные перед «ТМ Байкал», не смогли бы в полной мере реализоваться без разумной кадровой политики. Сколько работников трудится на предприятии?

– У нас трудоустроено 487 человек. Больше половины членов коллектива – это те, кто строил предприятие или пришел на него в 1993–1995 годах. У нас действует гибкая система оплаты труда: вознаграждение каждого работника поставлено в прямую зависимость от качества его личного труда, стажа работы и результатов деятельности «ТМ Байкал» в целом. Средняя зарплата на предприятии 23,5 тысячи рублей. Рабочих мы бесплатно доставляем на работу транспортом предприятия, они получают значительную скидку на питание в нашей столовой. «ТМ Байкал» организует летний отдых детей работников, причем в любых – по выбору – детских оздоровительных лагерях и санаториях. Помогает предприятие и городу. Мы участвуем в проведении всех праздников, проводим благотворительные акции, поддерживаем школы, культуру, спорт.

– С какими проблемами сталкивается ваше предприятие? Что тормозит его развитие?

– Проблема у нас одна, такая же, как и у других легально работающих лесоперерабатывающих производств: несовершенство федерального законодательства. Мы не занимаемся лесозаготовкой. Все сырье, которое идет в переработку, закупаем. В последние несколько лет самой главной помехой для развития является работа организаций, ориентированных на экспорт необработанной древесины. Они берут сырье без сортировки, рассчитываются наличными деньгами, без обязательного сбора необходимых документов, без проверки легальности. Все, что «черное» и «серое», – все идет туда. Мы же начинаем проверять, откуда лес, документы… Соответственно возникает ценовой вопрос. Цена, по которой мы покупаем, значительно выше. Лесозаготовителям выгоднее «не светиться». На областном уровне эту проблему не решить. Это компетенция федерации. Нужно разрешить экспортировать круглый лес только арендаторам лесных участков в объемах, на которые у них оформлена декларация на этом арендном участке. Всем остальным – перекупщикам – это нужно запретить. Все остальные, кто сейчас вывозит лес в тот же Китай, пусть занимаются его переработкой. В этом случае появятся рабочие места, повысятся налогоотчисления. Пока нас никто не слышит. Нужно всего лишь чуть-чуть изменить федеральное законодательство. Мы же начинаем идти в природоохранную сторону. Смотреть: откуда машина везет лес в тот же Иркутск. Все на этом только зарабатывают. Нет сквозного учета, нет обмена электронными базами ни у ГИБДД, ни у лесного агентства. У каждого свое, гоняются за ветром, причем с переменным успехом.

– В преддверии торжества что бы вы хотели пожелать и «ТМ Байкал», и коллективу?

– Производству, конечно, процветания, а коллективу – стабильности в работе. Хочется, чтобы спрос на нашу продукцию был неизменным, чтобы было понимание и поддержка между подразделениями, чтобы всегда у нас была работа. Когда есть работа – есть уверенность.