29.04.2011 12:00

Кинотеатр «Don Otello»

Кинотеатр «Don Otello» поистине можно считать знаковым местом Иркутска. Он является первым синематографическим театром в городе, располагается на центральной улице и имеет своих постоянных зрителей. Старинная атмосфера сохранилась и до сих пор, многие зрители ассоциируют наши показы с запахом кофе. Сейчас в нем всего 56 зрительных мест. Это позволяет создать домашний уют в кинотеатре.

Светлана Быкова, директор кинотеатра «Don Otello»

12 декабря 1906 года в здании на пересечении улиц Большой и 4-й Солдатской появилось первое упоминание о начавшем свою кинематографическую деятельность синематографе «Электроиллюзион». Первые афиши гласили о намеченных показах, и уже 17 февраля 1907 года состоялась первая демонстрация фильмов, которые ранее были показаны в Москве и Петербурге, а также в Европе.

Обратимся к биографии самого прародителя сибирского кинематографа господина Донателло. Впервые фамилия Донателло была упомянута в выписке из записи о рождении сына Виктора в семье Антонио Донателло, крещенного в римско-католической церкви Иркутска. Католический священник Бульвич приводит в скобках фамилию на итальянском языке – Donatello.

Антонио Донателло, или, на русский манер, Антоний Михайлович Донателло, родился в бедной семье, в Неаполе. По преданию он, будучи ребенком, забрался в трюм корабля, который шел во Владивосток. Там он присоединился к бродячему цирку, где выступал с фокусами, играя на шарманке. В цирке некоторые фокусы сопровождались показом синематографа. Согласно документам, в Иркутске у Донателло было более десятка членов семьи, братья, их жены, дети, близкие родственники. Крестным отцом его сына был Дмитрий Петрович Кравец – лесопромышленник, в доме которого и расположился кинотеатр «Электроиллюзион».

История самого здания, расположенного на пересечении улиц Карла Маркса и Грязнова, начинается с 1905 года. Дмитрий Кравец, имея солидный капитал, занялся строительством многочисленных доходных домов. Впоследствии он приобрел еще недостроенный дом на пересечении улиц, сломив многочисленных конкурентов. Место было видное, располагалось в центре города, и после некоторых преобразований здание стало функционировать как кинотеатр «Электроиллюзион».

Антонио Донателло бурно развивал кинотеатр, а впоследствии открыл целую сеть кинозалов по Иркутску. За кинотеатром «Электроиллюзион» были открыты «Одеон» (затем «Гранд-Иллюзион»), «Новый», «Модерн» (бывший театр Гиллера), с 1917 года – кинотеатр «Художественный».

История гласит, что кинотеатр «Электроиллюзион» позиционировал себя как первый образцовый гранд-электротеатр «Иллюзион». Донателло постоянно рекламировал свою деятельность. 26 января 1910 года газета «Сибирь» опубликовала объявление:

«Я, Антонио Михайлович Дон-Отелло, сегодня счастлив дать своим посетителям действительно редкое удовольствие. Не нахожу слов передать того идеального зрелища, того чувства неги, величия и роскоши, которое безусловно захватит зрителя. С гордостью скажу больше. Предлагаю побывать всему Иркутску у меня: предлагаемая программа – бриллиант-самородок в 10 000 карат».

Тогда Донателло взял псевдоним, исказив свою фамилию и открыв фирму «А.М. Дон-Отелло и К», которая впоследствии выпустила десятки кинофильмов. В апреле 1909 года прошла демонстрация киноленты «Виды Байкала». Для ее съемок из Италии был выписан специальный фотограф, по совместительству кинооператор, который создавал собственные документальные фильмы. В 1910 году сверх программы предлагалась лента «Похороны П.Р. Кравца». В этом же году Донателло открыл первую в Сибири прокатную синематографическую контору. Киноимперия Донателло не ограничивалась только Иркутском, его кинотеатры создавались в других городах Сибири и Дальнего Востока. А уже к 1918 году фирмой «А.М. Дон-Отелло и К» было создано более 20 фильмов. Иркутяне смогли увидеть фильмы «Фехтовально-гимнастические упражнения в школе седьмой Сибирской стрелковой дивизии», «Заключительные маневры войск Иркутского военного округа», «Первый полет в Иркутске авиатора Я.И. Седова», «Иркутск и иркутяне», «Кругобайкальская железная дорога», «Приезд в Иркутск монгольского посольства», «Гранд-парад на Тихвинской площади в день 300-летия Дома Романовых», «Пребывание его императорского высочества Великого князя Георгия Михайловича в Иркутске 30–31 января 1916 года», 20 июля 1918 года в «Большом театре», принадлежавшем «Товариществу Алексеева и Дон-Отелло», демонстрировались снимки последних политических событий в Иркутске и на Байкале, сделанные лично Донателло.

Во время революции он решительно выступил против национализации кинотеатров, о чем заявил в своей пламенной речи в 1917 году на съезде кинопредпринимателей в Москве. Позже Донателло, не принявший советской власти, бежал в Харбин.