22.06.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
22.06.2011 12:00

Петр Сорокин: фольклор – это бренд нашей страны

В середине июня в Приангарье прошел VII Всероссийский фестиваль народных хоров и ансамблей «Поет село родное». Его организаторами выступили иркутский Областной центр народного творчества и досуга, Министерство культуры РФ и правительство Приангарья. На конкурс, который впервые в этом году прошел на Байкале, поступило рекордное число заявок. После отбора в нем приняли участие 25 коллективов из Иркутской, Томской, Новосибирской, Кемеровской и Омской областей, Красноярского, Алтайского краев, республик Бурятия и Саха (Якутия). Приангарье представили ансамбли из Иркутского, Зиминского, Качугского, Усольского, Тулунского, Усть-Удинского, Боханского, Аларского и Нукутского районов.

В дни проведения форума мастер-классы для коллективов проводил заслуженный артист РФ, руководитель детского фольклорного ансамбля «Звонница» Всероссийской государственной телерадиокомпании, профессор Московского государственного университета культуры и искусств и постоянный член жюри фестиваля «Поет село родное» Петр Сорокин. О своих впечатлениях от иркутского конкурса он рассказал газете «Областная».

– Петр Алексеевич, вы впервые в Иркутске и часто ли ездите по стране?

– В Иркутске я уже в четвертый раз. Проводил семинары для детских и молодежных ансамблей, был на праздновании Троицы в «Тальцах». По стране мне приходится ездить довольно часто, ведь в Государственном доме народного творчества я курирую народно-певческое направление. Например, недавно я был на замечательном фестивале народного творчества имени Андрея Мистюкова в Липецке, который проходит один раз в два года. Только что закончился в Смоленске конкурс молодых исполнителей народной песни «Голоса России». Интерес к народному творчеству в стране огромный – как среди взрослых, так и среди молодежи.

– Вы постоянный член жюри «Поет село родное». Зачем, на ваш взгляд, нужны такие конкурсы?

– Сейчас, несмотря на определенные экономические трудности, связанные с реорганизацией учреждений культуры, мы наблюдаем, что люди все больше тянутся к народному творчеству. Особенно активно любительские народные хоры развиваются в тех регионах, где есть профессиональные коллективы. На таких конкурсах, как «Поет село родное» происходит подпитка творческих коллективов из регионов, где нет профессиональных ансамблей. Происходит общение более и менее сильных коллективов, их взаимное обогащение.

– Как вы оцениваете уровень участников Всероссийского конкурса в Иркутске?

– Радует добротный, качественный уровень и в репертуаре, и в вокальной работе коллективов. Сейчас из образовательных учреждений выходят множество специалистов хормейстеров, идет громадная исследовательская работа, значительное внимание на государственном уровне уделяется изучению традиционной культуры. Например, составляется федеральный реестр нематериального культурного наследия. Ведь у нас в регионах есть разные коллективы и мастера, направления декоративно-прикладного творчества, разные стили, разные праздники, которые нужно сохранять, развивать и изучать.

Фестиваль «Поет село родное» является одним из самых любимых в стране – сюда с удовольствием приезжают коллективы. Такие смотры – это еще и определенный срез состояния народно-певческого жанра, ведь мы не просто смотрим, на что способны коллективы, и распределяем места, а проводим обучение. В этом году Новосибирск оказался наиболее активен, порадовали ансамбли из Якутии – своим умением подать традиционное творчество в современном виде. Высокой вокальной культурой отличился ансамбль из Омской области «Осенний сон», умением найти особый контакт со зрителями поразило «Возрождение» из Томской области.

– А как в целом выглядели иркутяне?

– Коллективы Приангарья были на высоком художественном уровне, например, народный ансамбль «Славиния» из Усть-Уды стал лауреатом первой степени. Другие коллективы использовали традиционные инструменты, характерные движения. Радует, что архаика в их исполнении совмещается с современными аранжировками.

– Стоило ли создавать конкурс именно для сельских исполнителей?

– Стоило, ведь село – это особая часть нашей жизни, другая сфера, откуда мы черпаем традиционный материал. Село показывает нам истоки нашей традиционной культуры, которые затем трансформируются, и в результате в село и возвращаются. Поэтому многие фольклорные ансамбли из городов сейчас сами выезжают в деревни собирать песенный материал. А многие центры народного творчества – в том числе и ваш, где есть серия «Народные песни Иркутской области», – уделяют огромное внимание собирательской и издательской деятельности.

– Вы много лет руководите детским коллективом «Звонница», на ваш взгляд, у детей и молодежи сейчас вызывает интерес фольклорный жанр?

– В этом году коллективу «Звонница», которым я руковожу, исполняется 40 лет. И по поводу актуальности этого жанра в молодежной среде вопросов не возникает уже много лет. Сейчас даже входит в обиход такое выражение, как молодежное фольклорное движение. Размах деятельности фольклорных коллективов и масштаб привлечения к ним детей на сегодняшний день удивляет. Появляется множество фольклорных школ в разных городах, и изучение народной культуры приобретает профессиональный характер. Ребята потом получают профессиональное образование, и народное творчество становится делом их жизни. Например, мои воспитанники работают и в хоре имени Пятницкого, и в ансамбле «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной, многие стали фольклористами. Идет творческое развитие детей, потому что фольклор – это синкретичный вид искусства – песня просто так не поется, разучиваются движения, осваиваются инструменты и декоративно-прикладное искусство, ведь нужны костюмы.

– Это еще и своего рода патриотическое воспитание?

– Безусловно, фольклор – это бренд нашей страны. У нас есть множество энтузиастов, которые внедряют народное творчество в систему образования, и это дает положительные результаты.

– Но ведь мы с каждым годом теряем носителей народной культуры, как это отражается на качестве исполнения?

– Есть еще множество аутентичных записей носителей культуры, которые не до конца освоены, кроме того, нельзя забывать о том, что народная культура – сфера живая и безграничная. И если идет развитее коллектива, то уровень не может падать.