12.08.2011 07:00
Теги
12.08.2011 07:00

«Востсибуголь»

Продолжается публикация материалов, посвященных 350-летию Иркутска, в рамках проекта газеты «Областная» «Десять знаковых мест Иркутска». Присылайте свои темы, отвечающие задачам проекта, – рассказать о местах города, которые формируют его неповторимый облик. Сегодня в рубрике речь пойдет об административном здании компании «Востсибуголь», что на улице Сухэ-Батора.

Эпиграф

«Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне, и просил у епископа Михаила вынести их из склепа. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь». И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами».

Святитель Иннокентий Иркутский, 1783 год

Многим иркутянам хорошо знакомо здание компании «Востсибуголь», расположенное на улице Сухэ-Батора возле сквера имени Кирова. Но мало кто знает, что на его месте раньше располагалась Тихвинская церковь – уникальный памятник архитектуры. Первое, деревянное здание церкви было возведено в 1706 году и прослужило чуть более 40 лет. Позже на его месте построили каменную. Строительство велось на деньги зажиточного купца Ивана Бечевина, который слыл одним из самых богатых иркутских купцов. Церковь получила название от Тихвинской иконы, привезенной из города Тихвина Ленинградской области. Первым священником стал Филипп Васильевич Образцов, скончавшийся в 1751 году и похороненный на кладбище во дворе церкви. Кладбище при Тихвинской церкви было одним из первых в городе. На территории хоронили священников церкви и наиболее уважаемых прихожан.

Позже, в середине XIX века, церковь была украшена большим количеством росписей: на колокольне, на стенах самого храма, над воротами часовен. Здание славилось своими резными позолоченными барочными иконостасами и старинными иконами. Территорию церкви окружала каменная ограда с коваными решетками из ажурных переплетений. С северной стороны были высажены лиственницы, которые со временем образовали лес. Главный церковный престол во имя Тихвинской Божией матери освятили 12 октября 1759 года, приделы святого пророка Илии и Воскресения Христова были освящены в 1765 и 1773 годах.

Летописцы восхваляли церковь: «Храм этот по богатству святых икон, украшенных серебряными ризами под золото, утварью и ризницею, есть первый между прочими церквами города Иркутска». После постройки церкви Тихвинская площадь (ныне сквер Кирова) перестала быть главной торговой площадью города и стала его культурным центром.

Храм пережил два пожара. Пожар 1783 года просто потух перед ним. В 1879 году, когда огонь уничтожил практически весь центр Иркутска, Тихвинская церковь была сильно повреждена, но позднее ее восстановили. В 1918 года Иркутск стал полем Гражданской войны, и в результате ожесточенных боев церковь была сильно повреждена. В 1932 году храм разобрали до основания.

Административное здание компании «Востсибуголь» было построено в 1946 году. Оно является образцом классического «сталинского» ампира. Об этом говорит четкая симметрия, четыре колонны, фланкирующие башни и оптимистический оранжевый цвет здания – типичные черты советского монументального классицизма. Все это позволяло подчеркнуть величественность и значимость сооружения.

Компания «Востсибуголь» – основной производитель и поставщик угля в Иркутской области. За 65-летнюю историю ее предприятиями было добыто более одного миллиарда тонн угля.

– Насколько я помню, здание «Востсибугля» было построено по проекту Бориса Ефимова, который принадлежал к плеяде иркутских архитекторов. На мой взгляд, это здание было востребовано временем, – говорит руководитель службы архитектуры Иркутской области Владимир Распутин. – Однако у меня двойственное мнение на этот счет. С одной стороны, это архитектурный памятник, образчик сталинской архитектуры, который попадает под закон об охране объектов культурного наследия. С другой стороны, плохо, когда на месте одного памятника возникает другой. Но я не хотел бы, чтобы Тихвинскую церковь снова построили на месте «Востсибугля». Ведь тогда нам придется восстановить весь исторический центр города, иначе здание просто не будет вписываться и возникнет явный диссонанс по отношению к другим объектам советской архитектуры – зданиям ИГЛУ, «Иркутскэнерго», Восточно-Сибирского речного пароходства и областной администрации. На мой взгляд, исправлять ошибки истории – дело неблагодарное.