12.09.2011 07:00
Рубрики
Мнение
Теги
12.09.2011 07:00

Владимир Федосеев: Провинция сегодня остается оплотом культуры

Организаторы фестиваля «Звезды на Байкале» в этом году вновь сделали иркутянам королевский подарок – возможность услышать один из лучших в мире классических коллективов – Государственный академический большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. Он поразил зрителей деликатной и одухотворенной подачей классики, а также выразительным исполнением так называемых композиторов-модернистов. Художественный руководитель и дирижер оркестра, народный артист СССР Владимир Федосеев рассказал в интервью, что коллектив играет любую музыку, от классики до современности, и очень много гастролирует за рубежом и в России. 

– Владимир Иванович, вы прилетели в Иркутск за два дня до начала фестиваля, с чем это связано? 

– Мы хотели акклиматизироваться, посмотреть Байкал, познакомиться с людьми и с театром. Кстати, когда я путешествую на дальние расстояния, я почти всегда имею два дня в запасе. Для нас вообще это жизнь – ездить на гастроли, а играть в своей стране – большая радость. Мы много выступаем за рубежом, но нам важно почувствовать наших людей, узнать, какая культура живет в разных городах России.

– Ваши впечатления? 

– Мы давно рвались на «Звезды на Байкале», завидовали многим оркестрам, которые здесь уже побывали, и наконец это свершилось! Мы насладились воздухом Байкала и почувствовали, что он дает человеку и музыканту столько эмоций, что, я думаю, если побыть там неделю, то можно стать новым человеком. А ваш город имеет богатые культурные традиции, мы побывали в Доме Волконских и почувствовали эту атмосферу. И уже 200 лет культура в Иркутске пребывает в таком порядке! А Денис Мацуев продолжает эти традиции, он делает великое дело не только для жителей Иркутска, но и для музыкантов! 

– Перед концертом с японской скрипачкой Саякой Седзи вы сказали, что иностранцы не могут исполнять русскую музыку.

– Я имел в виду, что русские произведения для любого иностранца очень опасны. И по-настоящему их может играть только русский музыкант. Вообще русский музыкант может играть любую музыку! Возьмите Глинку, который жил в Испании и писал мелодии на национальные темы, и простолюдины считали, что он испанец. А когда Свиридов написал цикл по произведениям Бернса, шотландцы подумали, что это сделал шотландский композитор. Русская душа и русские музыканты могут проникать в любую сферу любой нации. Но вы не найдете ни одного примера наоборот. 

– Но ведь выступление получилось? 

– Саяка Седзи технически владеет инструментом в совершенстве, она очень музыкальна, как все японцы. Можно позавидовать трудолюбию и целеустремленности этой нации. У нас же, у русских, душа большая, и земли много… Сейчас вся наша культура и все духовные ценности удерживаются в городах, которые называют провинцией: Иркутск, Челябинск, Новосибирск. Они – последний оплот! К сожалению, Москва уже становится не совсем русской, там трудно даже услышать грамотную родную речь, поэтому мы с большим удовольствием приезжаем в провинцию, ведь люди здесь понимают классическую музыку, потому что воспринимают ее душой. А любая музыка написана именно для души, а не для головы и музыковедов! И первый концерт «Звезд на Байкале» это доказал еще раз. Играли серьезные сочинения, и я даже на какой-то момент удивился тишине в зале. Подумал, неужели все ушли? Тихонько обернулся, нет, смотрю – сидят и слушают, затаив дыхание! 

– Вы с оркестром уже 35 лет, наверное, он вам как семья? 

– Конечно, ведь я часто принимаю совсем молодых неопытных музыкантов. Когда-то была традиция, что в наш оркестр приходят только профессионалы, которые имеют практику, а я эту традицию нарушил. Я высматриваю талант, если человек талантлив, но не опытен – опыт придет. 

– Средний возраст музыкантов вашего оркестра? 

– У нас очень большие разрывы, есть концертмейстер виолончелей, которому 83 года, и он в прекрасной форме, а есть совсем молодые – 20-летние. Такое соединение возрастов дает очень многое, потому что, сидя рядом с человеком, который прошел огромный путь, молодой музыкант перенимает у него школу, и почерк оркестра не портится. Ведь нас до сих пор узнают даже по звучанию на радио. Сейчас все в мире унифицировано, нет выдающихся людей. А я считаю, что нужны персонажи, иначе мы все станем одинаковыми и неинтересными. 

– У вас полный состав оркестра? 

– Да, 120 человек, поэтому мы можем исполнять любую музыку, внутри оркестра много камерных ансамблей, и прекрасные солисты – всемирно известные музыканты. 

– Вы много ставите оперной и театральной музыки, все-таки ваша душа больше тяготеет к театральной или симфонической музыке?

– Я не разделяю таким образом музыку, просто люблю работать с певцами, поэтому опера для меня очень важна. Я много работаю в Цюрихской опере, в Вене, в Австрии, к сожалению, не в России, и вопрос: почему – не ко мне. Сейчас я делаю в Вене современную постановку оперы «Гоголь», которую написала наша эмигрантка. Кстати, в нашей стране я ни разу не дирижировал операми.

– А вы записываете свои выступления на диски?

– Очень много. Но это не русские звукозаписывающие фирмы, а западные. Кстати, сейчас я приезжаю в любую страну и вижу свои диски, которые я записал в советское время, и за которые ничего не получил.

– Что вас радует в нашей стране в музыкальном мире?

– У нас в государстве мало внимания к культуре. Доказательство тому тот факт, что бюджет культуры – 0,1% от бюджета государства. Меня огорчает, что наши дети не получают никакого художественного образования, и в школах все закрыли – никаких хоров, а ведь Россия – это певческая страна, так что это трагедия!

– Но надежда есть?

– Без культуры наша страна не может жить. Мы, русские, будем питаться коркой хлеба, но при этом иметь великую литературу, музыку, балет. Однако все сегодня совращено деньгами, даже церковь! Телевидение наносит жуткий вред, народ теряет язык, вкус, порядочность.

– И вы не смотрите телевизор?

– Нет, только новости и канал «Спас».

– Куда вы отправитесь из Иркутска?

– Сначала мы с оркестром летим в Саранск, столицу Мордовии, где дадим два концерта. Потом я отправляюсь в Вену, потом в Цюрих с оркестром, потом в Хорватию.

– Ваши пожелания фестивалю «Звезды на Байкале».

– Продолжать, ведь это такое благородное дело! Слава Богу, что Денис Мацуев еще молодой и полный энергии. Он вокруг себя создает колоссальную атмосферу, и прекрасно, что фестиваль поддерживает губернатор! Они настоящие подвижники. И если бы не такие фестивали, нашему коллективу было бы очень сложно, ведь мы живем только музыкой.

СПРАВКА:


Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского с 1974 года. За годы работы с В. Федосеевым оркестр стал одним из ведущих в мире и символом  великой русской  музыкальной культуры. С 1997 по 2006 годы Владимир Федосеев – главный дирижер Венского симфонического оркестра, с 1997 года – постоянный гостевой дирижер оперного театра Цюриха, с 2000 года – первый гостевой дирижер оркестра Токийской филармонии. Его часто приглашают работать со многими известными коллективами. Обширный репертуар дирижера включает сочинения разных эпох – от старинной музыки до музыки наших дней. Народный артист СССР, он награжден российским орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Святого Владимира, Серебряным крестом Австрийской республики и орденом Почетного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, Золотой медалью Международного общества Густава Малера и Орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.