30.09.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
30.09.2011 12:00

Александр Панько: Иркутским конькам нужен старший тренер

Года полтора назад областную федерацию коньков возглавил Александр Панько. Не свадебный генерал, что сейчас не редкость, хоть и состоятельный человек, а свой в конькобежной среде – кандидат в мастера спорта, победитель многих престижных турниров российского масштаба. Кстати, его родители познакомились на катке, мама – чемпионка мединститута, а папа, мастер спорта, выступал в одной компании с выдающимися скороходами 60-х. Но и это еще не повод для того, чтобы стать президентом федерации, тем более что Александр занят предельно – он депутат городской думы двух созывов и генеральный директор ООО «Центр отдыха «Ерши». 

Наследство ему досталось, прямо скажем, незавидное. Некогда могучая конькобежная держава, Россия в последние годы утратила свои лидерские позиции. И это при том, что честь страны на Олимпийских играх защищали два наших земляка – ангарчане Артем Детышев (Турин) и Евгений Лаленков (Солт-Лейк-Сити, Турин, Ванкувер). Артем ушел, а Женя переехал в подмосковную Коломну. Разумеется, Лаленков нашим будет всегда, да и как иначе, если до последнего выходил на лед под флагом Приангарья, а в Ангарске живут его родители, не менее известные в коньках мастера спорта международного класса. Но кто за великими, есть ли на горизонте новые звездочки, способные столь же ярко гореть?

– Александр Георгиевич, давая согласие возглавить федерацию, вы понимали, какова в области ситуация с конькобежным спортом?

– Я знал ситуацию и руководствовался только одним: вывести наш любимый вид из кризиса, в котором он, к сожалению, по разным причинам оказался. Желание подкреплялось просьбами уважаемых мною специалистов, много лет беззаветно служащих конькам. В первую очередь имею в виду Станислава Георгиевича Петрова, первого моего тренера. К нему меня мальчишкой привел на стадион «Труд» отец. «Вот с этим человеком мы в молодости выступали на крупнейших соревнованиях, – сказал он, – Станислав Георгиевич – легенда иркутских коньков, не подведи меня».

Лично мне наглядным напоминанием о спортивном прошлом отца служит фигурка конькобежца, врученная ему за победу на общероссийских соревнованиях. Она хранится в моем рабочем кабинете. Есть фото, на которых отец, совсем еще юный, запечатлен рядом с мировыми знаменитостями Евгением Гришиным, Олегом Гончаренко, Риммой Жуковой, Ингой Артамоновой на льду «Авангарда» (ныне «Труда») во время командного первенства СССР в Иркутске. От отца я многое узнал о наших блистательных ветеранах – Льве Клыпине, Михаиле Кузнецове, Марксе Васильеве, Альбине Тузовой, Станиславе Селянине, олимпийце 1968 года. И, конечно, о Станиславе Петрове.

лид

«В начале декабря 1962 года 18-летний Петров на открытии сезона удивил всех специалистов, обыграв корифеев иркутских коньков Станислава Селянина, Анатолия Храмцова, Виктора Хромова. В том же месяце на первенстве России среди старших юношей в Коломне победил на всех дистанциях. А месяц спустя он – чемпион СССР среди юниоров. Его включили во взрослую сборную страны. На всех крупных отборах на Олимпийские игры финишировал пятым-шестым. Казалось, еще усилие и он ворвется в тройку сильнейших. И каждый раз усилий чуть-чуть не хватало. На Игры поехали другие…» (из газетных публикаций 60-х годов).

– Но для меня Станислав Георгиевич прежде всего наставник, сотни ребят поставивший на коньки и научивший трудиться, – продолжает Александр Панько, – он знал каждого из нас, как своих детей, приходил в семьи, знакомился с родителями. Требовательный, чуткий и заботливый. И когда он сказал: «Если не ты, то кто возглавит федерацию», я принял окончательное решение. Да, проблем оказалось больше, чем ожидал, но к трудностям я привык. Их и в бизнесе хватает, и в депутатской деятельности. Главное – не наломать дров, как учит отец, он у меня строитель и все делает добротно, основательно. Тут у нас полное взаимопонимание.

– Что создает больше всего проблем?

– Тренерская разобщенность, каждый тащит одеяло на себя. А это не в традициях иркутских коньков, такого не было никогда. Были Лев Клыпин, Дасий Шиповских, Александр Ботохин, Михаил Кузнецов, они определяли стратегию и тактику с расчетом на успешный конечный результат. А у нас тренер может не отправить своего ученика на серьезные соревнования, подвести в итоге область – и ни капли угрызений совести. Амбиции – двигательная сила, но для пользы дела, а не во вред. Нам сейчас как воздух нужен старший тренер области, который бы объединял усилия. Мы настоятельно просили наше министерство спорта разрешить этот вопрос. Пока без ответа.

– Может, нет соответствующей кандидатуры?

– Яркие личности – присущи иркутским конькам, и они есть. Не нужно изобретать велосипед, наши предшественники все это доказывали на практике: одни специалисты занимались с новичками, доводили их до определенного уровня и передавали, как эстафету, другим, которые вели их дальше, к более высокой спортивной вершине. Испытанная практика, приносившая успех. Слава не уйдет ни от кого, каждому тренеру воздастся за заслуги. Но, повторяю, нужен авторитетный старший тренер, умеющий найти взаимопонимание с каждым, кто нацелен на плодотворную работу. Не буду углубляться в давнюю историю, пример поближе, из начала 2000-х годов – периода, когда не было возможности отправлять спортсменов на сборы и соревнования, когда теряли талантливых ребят. Пришел Владимир Литвинцев, испытавший на себе как тренер бремя безденежья, потерявший по этой причине очень способного ученика, чемпиона России Женю Чуткого. Пять лет он работал в бизнесе и вернулся в коньки. В отличие от наших сибирских соседей, принципиальных соперников, у нас крайне слабая база, проблемы с инвентарем и деньгами. Те ушли далеко вперед, и Литвинцев за короткое время сдвинул с мертвой точки годами не решавшиеся вопросы. Вот что значит личность, он объединил усилия коллег, интересы федерации, спортивных органов и спонсоров. К великой скорби, Литвинцев трагически погиб в иркутской авиакатастрофе, и опять стратегические вопросы повисли в воздухе, не оказалось человека, защищающего интересы коньков.

В сборной страны просто обязаны быть наши посланцы. Пусть пока не калибра Лаленкова, это дано единицам. Убежден на все сто, что такие высокие задачи по плечу большой группе наших тренеров – Николаю Мельникову, Борису Фомину, Сергею Слоеву, Юрию Косыгину, Александру Баранову и многим другим. Они не нуждаются в аттестации, это известные профессионалы, и у них немало способных воспитанников, которые «стучатся» в разные юношеские и юниорские сборные. Требуется комплекс неотложных системных мер по финансированию, укреплению материальной базы, распределению функций между федерацией и министерством спорта.