12.12.2011 13:00
Рубрики
Мнение
Теги
12.12.2011 13:00

Сергей Жилин: Художник черпает вдохновение в самых простых вещах

Сергей Жилин, безусловно, один из самых ярких иркутских авторов. Его энергичную манеру, для которой характерна интенсивность цвета и загадочность образов, узнаешь сразу же. Художник находится в постоянном развитии, и в то же время не теряет собственного стиля. В этом его поклонники еще раз убедились на персональной выставке, посвященной 50-летию мастера и 350-летию Иркутска. Она состоялась в октябре в арт-галерее DiaS. Всего в экспозиции представлено около 70 работ. Среди них натюрморты, пейзажи, многие из которых посвящены дальним странам, и портреты загадочных незнакомок. А ведь биография Сергея Жилина могла сложиться совсем иначе, если бы он не приехал в Иркутск. О том, чем художника покорил город на Ангаре, Сергей Жилин рассказал газете «Областная».

– Сергей Геннадьевич, вы родом из Ишима?

– Нет, я из-под Краснодара, кубанский мальчишка, но в год от роду родители меня увезли в Тюменскую область, в красивый уездный городок Ишим. Там я и прошел свою первую «академию» в детской художественной школе Григория Ивановича Шарапова, будущего Заслуженного деятеля культуры России. Школа эта славилась не только своим оснащением – здесь была развитая материальная база, натюрмортный и методический фонд и даже свой автобус, но и педагогами, выпускниками, которые поступали в известные художественные вузы страны. Параллельно посещал «взрослую» изостудию. Учеба занимала семь дней в неделю. Художественную школу я окончил экстерном, а после сразу же поступил в Омский технологический институт, на художественное отделение, по специальности «художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности», иначе говоря, на художника-модельера. Институт едва открылся, я поступал, когда проходил второй набор, и преподавательский состав был просто колоссальный. У нас учились даже студенты из Московского технологического института, которые бросали учебу в столице и переходили к нам. Были интересные пленэры и летние практики. Например, после первого курса заведующий кафедры Карло Елизбарович Гагишвили повез нас в Грузию, где мы писали этюды, делали зарисовки, копии костюмов в музеях. Тогда такие поездки могло позволить себе далеко не каждое учебное заведение, да и сейчас они из разряда фантастических. На просмотры, показы, курсовые и дипломные работы частенько приезжал сам Вячеслав Зайцев.

– Вы мечтали стать модельером?

– Мечты всех юных художников одинаковы – либо поступить в Российскую академию художеств, либо в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Я знал, что попасть ни в одно из этих учебных заведений с первого раза не реально. И, перебрав все вузы, остановился на Омском технологическом институте. У руководства института было тогда негласное указание распределять выпускников только за Урал, ведь в столицах хватало своих модельеров. Наш курс распределяла сама ректор, когда очередь дошла до меня, она стала предлагать близкие к западной части страны города. А я уже съездил в иркутский Дом моделей на преддипломную практику, где мне отшили прекрасный «диплом» – две модели на тему Байкала. Меня покорил город и художники Иркутска. В общем, моим решением было распределиться в Иркутск.

– Какой тогда в Иркутске был Дом моделей?

– Это время заката СССР. Но Дом моделей работал тогда достаточно четко, команда была подобрана прекрасно, экспериментальный цех выпускал небольшими партиями одежду, которая носила индекс «новая» и продавалась на главной торговой площадке города – в Иркутском торговом комплексе. Там всегда выстраивалась большая очередь из модниц, желающих купить вещи Дома моделей. Мне поручили вести направление «верхняя женская одежда» и назначили куратором Ангарской швейной фабрики. 

Но год спустя меня призвали в армию. С Домом моделей мы расстались не совсем красиво, пока я отдавал долг родине, мою семью стали выселять из общежития и лишили очереди на квартиру. Это стало поводом для разрыва трудового контракта, иначе говоря, лишило меня необходимости трехлетней отработки на предприятии.

– Вы занялись чистым творчеством?

– Я все равно бы пришел к живописи. Поскольку в советское время искусство не считалось профессией, я устроился в общеобразовательную школу учителем рисования, потом на иркутский завод радиоприемников в отдел рекламы и эстетики, где меня научили писать шрифты. Это была полезная школа.

В те же времена мне посчастливилось общаться с прекрасными иркутскими художниками, первой из них была Галина Евгеньевна Новикова – удивительный художник и человек. Позже судьба позволила мне познакомиться со многими прекрасными иркутскими мастерами. Это была моя вторая «академия». Ну и третья – молодежные творческие потоки художников в доме творчества «Горячий ключ», где я познакомился и работал со многими лучшими молодыми художниками России.

– У вас 15 лет преподавательского стажа, почему вы больше не преподаете в вузах?

– Сначала я преподавал на архитектурном факультете в политехническом институте, но в вузе помимо педагогических и творческих способностей необходимо было обладать еще и политическими навыками, умением бороться за «место под солнцем». Это очень мешает работать. Гораздо позже мне пришлось вернуться в вуз, но уже на кафедру дизайна в качестве доцента. Написал рабочие программы для дизайна одежды, создал методическое пособие, прекрасно выпустил  дипломный курс. Позже преподавал в педагогическом университете. В училище искусств поработал месяц: везде нужен подвиг – преодолеть, догнать, перегнать, отвоевать… А как же искусство? «Нас ваше искусство не интересует», – отвечали мне. Но все эти годы, уже более 18 лет, я руковожу студией изобразительного искусства «Данко», где можно действительно посвятить себя ученикам, и основное место в профессии занимает творческая работа.

– Где вы черпаете вдохновение?

– Художник черпает вдохновение всюду. Природа, люди, музыка, поэзия, искусство, проще говоря, жизнь – источник творчества!

– Вы очень много пишете женскую натуру.

– Женщины это самое красивое, что есть в природе, они всегда будут вдохновлять мужчин. Мне повезло – одна из моих постоянных моделей – моя жена.

– Насколько важен для вас цвет?

– Я плотно работаю с цветом и использую его как орудие воздействия на зрителя, главное, чтобы это было не во зло.

– Расскажите о ваших творческих планах?

– Этот год был очень напряженным, много серьезных, крупных выставок, и сомневаюсь, что следующий будет легче, ведь исполняется 80 лет иркутскому региональному отделению Союза художников России. Но у меня мольберты готовы, краски пока еще не иссякают. Планы грандиозные, главное, чтобы произведения рождались достойные.