13.01.2012 22:45
Рубрики
Общество
13.01.2012 22:45

Комиссионный разбор

В конце декабря состоялось заседание коллегии прокуратуры Иркутской области, посвященное результатам проверки исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По ее итогам прокуроры внесли 90 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 38 должностных лиц. При этом из 726 нарушений 300 относятся к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.

На заседании коллегии прокуратуры Иркутской области была подвергнута критике работа системы профилактики безнадзорности и защиты прав несовершеннолетних в регионе.

Основным докладчиком на коллегии выступил заместитель прокурора Иркутской области Игорь Бурановский. Он сообщил, что в Приангарье растет число безнадзорных детей. За 11 месяцев 2011 года их выявлено 2458. Для сравнения, за аналогичный период 2010 года – 2007. Рост отмечен в 14 районах Прибайкалья. Наибольшее число безнадзорных несовершеннолетних зарегистрировано в Черемховском районе – 259 человек (в прошлом году 159).

По словам Игоря Бурановского, проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведенная с привлечением 29 прокуроров, выявила726 нарушений, 300 из которых относятся к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. По итогам работы вынесено 90 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 38 должностных лиц.

«Представленная на заседании коллегии справка оставляет тягостное впечатление. Некоторые субъекты профилактики занимаются лишь профанацией деятельности»

Больше всего критики прозвучало в адрес комиссии по делам несовершеннолетних. Так, в Нижнеилимском районе в банке данных управления минсоцразвития, опеки и попечительства состоит 744 ребенка, находящихся в социально опасном положении, тогда как на учете КДН – всего 183. На этой же территории прокурор установил, что выездные заседания комиссий планировались без учета состояния преступности в районе. Так, в 2010 году выездные заседания проводились в Новой Игирме и Рудногорске, но в поселки Видим и Речушка, где рост числа преступлений, совершенных подростками, составил 200% и 400%(!) соответственно, КДН не выезжала и профилактическую работу там не проводила.

Большинство плановых мероприятий, проводимых комиссиями, дублируется из года в год. При этом не анализируются причины и условия, порождающие нарушения прав несовершеннолетних, их безнадзорность и антиобщественное поведение.

Был приведен ряд других красноречивых примеров.

– В Ленинском районе Иркутска административные материалы в отношении одной гражданки, которая ранее уже состояла на учете в КДН, почему-то были рассмотрены заочно, информация о необходимости проведения проверки этой семьи по месту жительства не направлялась ни в органы опеки и попечительства, ни в полицию. В результате отсутствия контроля за условиями жизни несовершеннолетнего, в июле 2011 года ребенок, предоставленный сам себе, погиб во время пожара. В Нижнеудинском районе комиссия, рассматривая вопрос о привлечении гражданки к административной ответственности, не придала должного значения факту, указанному в ее характеристике: женщина употребляет спиртное вместе со своим несовершеннолетним сыном. Эта информация даже не была передана в органы полиции, – проинформировал Игорь Бурановский.

Отдельно на коллегии обсуждалась тема соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. При рассмотрении вопросов об отчислении подростков из образовательных учреждений обязанность их трудоустройства возлагается на родителей, либо выдается направление в центры занятости населения. Однако контроль за реальным трудоустройством со стороны КДН практически не ведется. Сведения об организациях, где работают подростки, как правило, отсутствуют. Между тем, прокурорами регулярно выявляются нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних – отсутствие трудовых книжек, невыплата заработной платы и прочее. При этом вопросы защиты прав подростков комиссиями большинства районов не рассматривались, проверки по месту трудоустройства не проводились.

– Одной из причин ухудшения качества работы районных комиссий по делам несовершеннолетних является отсутствие надлежащей организационно-методической деятельности, недостаточной координирующей роли и контроля со стороны областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, – заключил зампрокурора области.

В ответ на критику ответственный секретарь областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Владимир Синьков сослался на тот факт, что сегодняшнее законодательство, определяющее деятельность КДН, относится еще к 1967 году, а областная комиссия не является должностным лицом и работодателем территориальных КДН.

– Мы можем рассматриваться как координаторы, оказывающие методическую помощь, – пояснил Владимир Синьков.

Он также доложил, что в режиме видеоконференций в этом году были заслушаны две трети районных комиссий. Также принято решение о том, чтобы областная КДН собиралась не ежеквартально, как было ранее, а раз в два месяца. Всего же в Прибайкалье, по данным за 9 месяцев 2011 года, комиссиями было проведено 1017 заседаний. Для рассмотрения туда поступило 25 тыс. материалов. Чтобы улучшить качество работы КДН на местах, был проведен областной семинар, создан интернет-портал, где специалисты могут получить консультацию. Помимо этого прошел конкурс среди районных комиссий, где лучшей признана КДН Усолья-Сибирского. Последний факт, правда, довольно странен, ведь именно в Усолье, по данным Следственного комитета, в 2011 году зарегистрировано 19 преступлений против половой неприкосновенности детей. В целом за 10 месяцев 2011 года в Прибайкалье выявлено 142 преступления сексуального характера, жертвами которых стали несовершеннолетние.

– Мы смотрим на результаты. И представленная на заседании коллегии справка оставляет тягостное впечатление. Некоторые субъекты профилактики занимаются лишь профанацией деятельности. Что касается комиссии по делам несовершеннолетних, то вместо конкурса лучше начать больше спрашивать с районных КДН, подключать административный ресурс, потому что такая работа не может быть признана удовлетворительной, – резюмировал и. о. прокурора Иркутской области Александр Воронин.

Выступившая на коллегии депутат Законодательного Собрания Татьяна Семейкина рассказала о том, что ситуацию вокруг деятельности КДН представители регионального парламента уже обсуждали, и здесь есть вполне объективные трудности. Как известно, все члены комиссий, кроме секретарей, работают на общественных началах. А на одного секретаря приходится 10 тыс. населения, учитывая большое количество семей, находящихся в социально-опасном положении – это внушительная цифра. По словам Татьяны Семейкиной, разработан законопроект, предусматривающий увеличение числа штатных сотрудников КДН и финансирования их деятельности.

– Это может в какой-то мере упорядочить работу комиссий. К тому же нам нельзя забывать о других профилактических мерах. Так, благодаря модернизации здравоохранения открываются профилактические кабинеты, где можно работать с теми же молодыми мамами. Нам необходимо создавать центры помощи семье и детям, и на их базе осуществлять комплексный, межведомственный подход в решении вопроса защиты прав несовершеннолетних и профилактики безнадзорности, – уверена Татьяна Семейкина.

На встрече также была представлена Светлана Семенова, которая недавно стала уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области. Если институт детского омбудсмена будет работать эффективно, межведомственное взаимодействие органов профилактики должно стать более тесным.