27.01.2012 08:15
Рубрики
Культура
27.01.2012 08:15

Иркутские и харбинские художники подписали договор о культурном обмене

2012 год объявлен Годом российского туризма в Китае, а 2013-й – Годом китайского туризма в России. Запланировано проведение мероприятий, цель которых раскрыть туристический потенциал обеих стран, а также познакомить граждан России и КНР с культурой, традициями и обычаями соседей.

Официальный старт запуска Года российского туризма был приурочен к открытию XXVIII международного Харбинского фестиваля льда и снега, где присутствовала и делегация Иркутской области.

Когда вы попадаете в этот огромный мегаполис, население которого насчитывает около 10 млн. человек, где небоскребы мирно соседствуют с буддистскими храмами, трудно даже представить, что город был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманьчжурской магистрали Китайско-Восточной железной дороги. Сегодня Харбин является политическим, экономическим, научно-техническим, культурным и транспортным центром на северо-востоке страны и входит в десятку крупнейших городов Китая. Однако все сомнения в достоверности этого исторического факта рассеиваются, как только вы прогуляетесь по центральному пешеходному проспекту города, названному русскими туристами Арбатом. На некоторое время даже может возникнуть ощущение, что вы находитесь на улице Карла Маркса в Иркутске – настолько архитектура зданий типична для сибирских городов.

[EXP]

В Харбине вы почти не увидите забавных вывесок на ломаном русском, как в Маньчжурии, и редко встретите среди продавцов и работников многочисленных кафе и гостинец китайцев, которые говорят по-русски. Хотя нам в канун русского Нового года повезло – мы познакомились с дирижером Харбинского оперного театра Лю Кэ Цзи. Как выяснилось, его отец и брат преподаватели «великого и могучего». Он помог нам преодолеть затруднения с выбором блюд, сообщив, что собирается встречать Новый год по скайпу c владивостокскими друзьями, с обязательным просмотром фильма «Ирония судьбы».

Туристы не только из России, но со всего мира, а также из других провинций Китая начинают массово стекаться в город только в начале года, ведь 5 января здесь стартует международный Харбинский фестиваль льда и снега, о чем напоминают многочисленные ледовые скульптуры по всему городу. Удивляет полное отсутствие снега, и это с учетом довольно низких температур, не чрезмерная забота горожан о порядке, а всего лишь причуды климата. Ведь даже на острове Солнца, где проходят основные мероприятия фестиваля, снег произведен искусственно. Зато льда из прозрачных вод реки Сунгари – одного из самых крупных притоков Амура – в городе хватает, ведь экспортируют его по всему миру.

Русский след в Харбине вы обнаружите неожиданно, заглянув в один из самых крупных торговых центров «Европлаза» на «Арбате». Спустившись под землю, вы попадете на улицу русской культуры Василия. Кстати, слово «улица» в названии – не преувеличение, ведь она занимает половину этажа, и скоро, по словам генерального директора комплекса, «Русской деревни на острове Солнца» и Музея русских картин маслом Джао Ичуня, разместится на всем этаже.

Сейчас у входа на улицу стоит антикварное пианино – наследие русских эмигрантов. Есть здесь галерея картин, русский золотой театр, выставка-продажа изделий из янтаря, поделок и русских продуктов питания, а также ресторан, кафе и бар. Оформление выполнено в стиле русского лубка, работают здесь в основном русские. Посетители улицы и Русской деревни – комплекса в 100 тыс. квадратных метров – высокопоставленные чиновники и бизнесмены Харбина и гости из других стран и городов Китая. Сам Джао Ичунь – человек в городе очень влиятельный. При этом, достаточно простой в общении, искренне влюбленный в Россию, в ее традиции, культуру и искусство. Может быть, поэтому гостей он встречает с почти русским гостеприимством, угощая хлебом-солью, приправленными рассказами об истоках своего увлечения.

– Нельзя забывать о том, что история Харбина напрямую связана с русскими, и, хотя сейчас в Харбине живет всего около 1 тыс. русских, ваша культура до сих пор оказывает на нас влияние – считает Джао Ичунь.

По своему первому образованию Джао Ичунь – художник, а также глава художественного общества Харбина – китайского аналога Союза художников России, которое поддерживает государство. В нем на сегодняшний день состоит 500 художников, ряды которых постоянно пополняются выпускниками Харбинского художественного училища.

– Живопись маслом пришла в Китай в 1950-х годах из России, этим можно объяснить интерес и любовь китайских коллекционеров к русской, в основном пейзажной живописи, – пояснил Джао Ичунь. – Я сам недавно открыл для себя иркутского художника Виктора Мироненко и могу сказать, что он настоящий мастер. К нам, кстати, приезжают живописцы с Дальнего Востока, но судя по всему, иркутские авторы их превосходят. Поэтому мы очень хотим познакомиться с вашими художниками и увидеть их работы. Такое сотрудничество взаимно обогатит наши школы.

Виктор Мироненко является руководителем группы авторов, которая в мае отправится на пленер в Китай. По его словам, уже ведется подготовка к тому, чтобы достойно представить иркутскую художественную школу в Харбине. Кстати, работы самого мастера можно и сейчас увидеть в художественной галерее в центре Харбина, возле еще одного памятника русским в Харбине –  Софийского собора. Красивейший храм выстой более 50 метров является одним из самых больших христианских храмов на Дальнем Востоке и может вместить до 2 тыс человек. Долгие годы он находился в запустении и не так давно был восстановлен городским правительством. Говорят, что для восстановления соборной площади строителям пришлось даже снести несколько жилых кварталов. Однако и сейчас храм производит не лучшее впечатление, ведь он не является действующим, а внутри него находится музей старинной фотографии, экспонаты которого как раз и рассказывают о том, какой вклад внесли русские в создание и развитие города.

[/EXP]