Светлый реализм Геннадия Неупокоева

Светлые пейзажи, выразительные лица, поэтические образы ушедшей эпохи. Все это можно увидеть на персональной выставке иркутского живописца Геннадия Неупокоева, посвященной 70-летию автора. Она открылась в прошлый вторник в галерее современного искусства Дома художника. Всего в экспозиции представлено около 70 живописных произведений автора, созданных в разные годы. Большая часть его работ посвящена комсомольским стройкам Сибири и их труженикам.

– Геннадий Неупокоев всегда стремится к картине, он физически не может написать просто пейзаж или портрет, – считает искусствовед Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Тамара Драница. – Может быть, потому, что он начинал работать в то время, когда художник был обязан думать, он всегда обобщал и типизировал. Однако его манера изображения достаточно суровая, а цвет в его работах всегда отражает его эмоциональный настрой.

Геннадий Неупокоев – представитель старшего поколения регионального Союза художников России. Он родился в селе Краснояры Алтайского края. В 1960 году поступил в Иркутское художественное училище. После его окончания в 1968 году по рекомендации художника Виталия Рогаля начал работу в региональном отделении художественного фонда России. Потом Геннадий Неупокоев долгие годы работал главным художником Ангарска. Он член Союза художников России с 1980 года. Творческий расцвет автора пришелся на 1970–1990 годы. В экспозиции много работ, которые автор создал в эти годы. Среди них светлые по настроению пейзажи и портреты современников – иркутянки, колхозника, чукчи.

– Вот этот портрет «Гости из Тундры» родился, когда я служил на Камчатке, – рассказал Геннадий Неупокоев. – Мне так понравилось местное население, до того они оказались добрые и хорошие люди. Например, оленевод приезжает в гости на заставу и обязательно приводит начальнику десяток олений в качестве подарка на мясо, и он так рад общению с пограничниками. Я очень внимательно изучал одного из оленеводов, общался с ним, делал много эскизов, он был такой светлый душой человек, его-то я и изобразил на портрете.

Есть в экспозиции и трагические по настроению работы. Например, произведение «Самурайские танки на острове Шуншу» были созданы Геннадием Неупокоевым во время его службы на Дальнем Востоке.

– Когда я писал эту работу, не знал, что Николай Вилков – наш иркутянин, отстаивая эту высоту, повторил подвиг Александра Матросова, как раз в доте, где рядом находятся эти танки. Там погибли 400 человек, все они лежат в братской могиле. А рядом валяются ржавые, перевернутые, никому не нужные японские танки, штук 20.

Коллеги пор цеху говорят, что Геннадий Неупокоев никогда не пишет на потребу дня, может быть, поэтому коллекционеры так плохо знают его работы. А может быть, потому, что сам автор со своей супругой почти постоянно живет в старинной деревеньке Баушево, что недалеко от Шелехова, ведь фантастическая природа этого места постоянно вдохновляет его на новые работы. Однако в 2009 году к художнику неожиданно пришло международное признание, при помощи благотворительного фонда «Прелюдия» состоялась его персональная выставка в Лондоне, которая получила очень высокую оценку зрителей и профессионалов.

Экспозиция в Доме художника будет работать до 14 февраля.