Как сохранить миллионы, сжигаемые в топках

В области идет реформа коммунальной сферы

Комитет по собственности и экономической политике Законодательного Собрания провел круглый стол, посвященный технической и финансово-экономической стабилизации предприятий ЖКХ. В нем приняли участие члены областного правительства, представители муниципальных образований и районных дум.

Редкая зима обходится без того, чтобы морозы не прорвали коммунальную оборону, создав чрезвычайную ситуацию, которую приходится преодолевать героическими усилиями. Сегодня ситуация, по мнению заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Александра Трифонова, сильно изменилась. В области «ведется осознанная политика по модернизации теплоэнергетики». Если три года назад насчитывалось почти 1300 котельных, то сейчас их число сократилось до 1103.

Изношенность теплоисточников и сетей в области очень велика. По оценкам специалистов, для их обновления требуется не менее 10 млрд рублей. Такими деньгами бюджет, конечно, не располагает. Реконструкция ведется поэтапно в наиболее проблемных районах.  

– Строим или реконструируем одну, – сказал Трифонов, – закрываем три. Переходим на совершенно новый уровень эксплуатации.

[EXP]

Полным ходом осуществляется и еще один переход – с дорогих видов топлива на дешевые. За последние три года число котельных, работающих на жидком топливе (нефть, мазут), сократилось вдвое (с более чем 80 до 39). Все они переведены на уголь и древесные отходы. Запасы бурого угля в Иркутской области и Красноярском крае, можно сказать, безграничны. Эти угли, к счастью, как пошутил Александр Трифонов, из-за большого транспортного плеча и низкой калорийности не востребованы на мировых рынках и потому доступны отечественной теплоэнергетики. Их неоспоримый плюс – дешевизна.

А вот электроэнергия, когда-то тоже стоившая сущие копейки, стремительно подскочила в цене. При тарифе 2,96 рубля за киловатт-час производство одной гигакалории тепла доходит до 4 тыс. рублей, в то время как на крупных угольных котельных – в пределах одной тысячи.

– Еще три года назад, – рассказал замминистра, – в Качугском районе насчитывалось 23 электрокотельных, отапливающих соцкультбыт: школы, детсады… Когда администрация поняла, что их содержание становится разорительным для бюджета, то предприняла срочные меры по переходу на более экономичный вид топлива – древесные отходы. Сегодня прежняя схема осталась лишь на шести котельных.

Экономически целесообразным оказался перевод на уголь и системы теплоснабжения города Вихоревки. Вместо одной из крупнейших в области электрокотельных была реконструирована угольная, которую соединили с городской теплосетью. Это потребовало крупных вливаний – 70 млн рублей. Но овчинка стоила выделки. Только за год сокращение потребления электроэнергии превысило 70 млн кВт/ч. В денежном исчислении это почти 200 млн рублей.

Еще более разительный контраст между прошлым и настоящим представляет собой котельная поселка Тайтурка. Работая на мазуте, она пожирала за зиму 35 млн рублей. Местный бюджет не был рассчитан на такую нагрузку, и глава администрации поселка ходил с протянутой рукой по всем областным инстанциям, перехватывая миллион-другой, чтобы не заморозить поселок. И лишь два года назад, с переводом котлов с мазута на уголь, жители смогли вздохнуть спокойно.

Александр Трифонов отметил, что в области реализуется программа газификации. Если котельные Качуга и Жигалово использовали для работы в основном газовый конденсат, то два года назад по газопроводу, соединившему месторождения Братского района, голубое топливо поступило в поселок Зяба, ставшим первенцем коммунальной газификации.

– В Зябе уже около 100 домовладений подключено к сетевому газу. Стоимость подключения составляет от 50 до 60 тыс. рублей. Понятно, что не всем жителям это под силу. Поэтому тем, у кого низкие денежные доходы, предусмотрена компенсация затрат из областного бюджета.

Изменился, по словам Александра Трифонова, и сам принцип оказания помощи теплоэнергетики.

– Если раньше мы в пожарном порядке латали дыры, размазывая средства по всей области, то сейчас используется так называемый программно-целевой метод. Намечается направление главного удара, на выбранную территорию заходит крупная специализированная организация и, привлекая инвестиции, решает сложные технологические проблемы. Примером может служить город Бодайбо, куда уже вложено 230 млн рублей. Там также осуществлен перевод котельных на уголь. Проект дорогой, но экономически оправдан.

Изношенность теплоисточников и сетей в области очень велика. По оценкам специалистов, для их обновления требуется не менее 10 млрд рублей. Такими деньгами бюджет, конечно, не располагает. Реконструкция ведется поэтапно в наиболее проблемных районах. В этом году, например, планируется построить от 10 до 15 новых блочно-модульных котельных в Качуге, Усть-Уде, Эхирит-Булагатском, Зиминском, Братском, Нижнеудинском и других районах.

В ходе работы круглого стола рассматривались и новые методы управления теплоэнергетическим хозяйством. Главный инженер ООО «Энергокомплекс» Сергей Луневский буквально поразил собравшихся, когда, вытащив из кармана пульт, прямо в зале заседания менял параметры работы одной из котельных города Тулуна. Это, по его словам, только часть телеметрии, с помощью которой можно будет в недалеком будущем управлять всеми городскими котельными, исключая ненадежный человеческий фактор.

– Нам надо обращать пристальное внимание на качественное предоставление коммунальных услуг населению, – заметил зампредседателя комитета по собственности и экономической политике Валерий Лукин. – Из почты, поступающей в Законодательное Собрание, видно, что это самый больной вопрос. Не решив его, нам никогда не завоевать доверие людей.

Рекомендации, принятые в ходе круглого стола, предлагают областному правительству обеспечить выполнение долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2011–2012 годы», предусмотрев ее финансирование в полном объеме. А также разработать аналогичную программу на последующие годы. Правительству также рекомендовано обеспечить контроль в области регулирования тарифов за коммунальные услуги.

[/EXP]