16.03.2012 08:15
Рубрики
Экономика
Теги
16.03.2012 08:15

В тисках беззакония

Алзамай город маленький, всего семь тысяч населения. Заштатный, можно сказать, городок с тихими улочками, неспешной размеренной жизнью, небогатой на события. Все изменилось, когда начался лесной бум, и открылась возможность за вагон кругляка, сплавленного в Китай, получить хорошие деньги.

Повалил народ в лес толпами: и свой, и чужой, пластая тайгу налево и направо законными, а по большей части незаконными способами. Рев десятков лесовозов повис над городом. По вечерам пьяная шоферня, пугая обывателей, устраивала гонки по улицам. Редкий день обходился без драки. Дрались жестоко, сводя давние счеты. Власть в городе постепенно переходила в руки самозваных авторитетов, крепко нагревших руки на поставках древесины. Тех, кто пытался им противостоять, запугивали.

В августе прошлого года к уполномоченному по правам человека Ивану Зеленту обратился один из бывших жителей Алзамая. Он вынужден был уехать из города, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких. В обращении говорилось, что в Алзамае есть группа людей, творящих беззаконие, в том числе и.о. начальника местной милиции (по совместительству один из лесных баронов), обзаведшийся мандатом депутата городской думы, Сергей Потапов. Он и его дружки не останавливаются ни перед избиением конкурентов, ни перед поджогами, ни перед кражей имущества. Жаловаться бесполезно. Вся местная власть: и мэр, и правоохранительные органы у него в кармане.

– Факты были вопиющие, – рассказал Иван Зелент. – Но они требовали проверки. Мы направили обращение этого человека в следственные органы и прокуратуру. Проходит какое-то время, получаем ответ, в котором большинство претензий отметается, мол, вымысел и голословные обвинения, а по некоторым фактам проверка продолжается. Одним словом, поводов для беспокойства нет.

Поток жалоб, поступающий в адрес областного уполномоченного по правам человека, настолько обилен, что, имея штат в семь человек (во многих регионах он значительно больше), он просто не в силах провести доскональную проверку каждого случая беззакония. Да, собственно, и не его это функция. Есть прокуратура, есть следственный комитет, есть полиция, к которым уполномоченный обращается. И, естественно, обязан верить их выводам.

Оказалось, верить не всегда можно. Ситуация в Алзамае взорвалась в январе. Был убит помощник машиниста электровоза, бывший предприниматель Александр Серкин. Застрелен из ружья. По подозрению в убийстве задержан тот самый Сергей Потапов, депутат и на удивление – процветающий бизнесмен. Против его ареста восстала вся начальственная верхушка Алзамая: руководители муниципальных учреждений и коммерческих структур. Жители в свою очередь собрали более 850 подписей, требуя заключения его под стражу и тщательного разбирательства всех дел.

А их список, как выяснилось, довольно внушителен: в нем, в частности, фигурируют случаи избиения прикладом ружья и битой, нанесение огнестрельного ранения в области брюшной полости… Особенно изощренно он преследовал Александра Серкина. С компанией дружков не раз подкарауливал и жестоко избивал, наезжал машиной, пытаясь задавить…

– Судя по отзывам знавших его людей, Серкин был человек волевой, независимый, что называется, с характером, – рассказал Иван Зелент. – Пытался противостоять царящему в городе беспределу. А Потапов старался его сломать, как сломал многих. Нам передали копию незаконченного письма Серкина к своему другу, где подробно описываются все измывательства, учиненные Потаповым с приспешниками. Оно передано следственным органам.

– Человек с такой криминальной репутацией – и вдруг депутат городской думы. Почему же его избрали?

– Я считаю, причина этому – равнодушие, пассивность и безответственность самих жителей Алзамая. К сожалению, в городе не нашлось людей, способных дать отпор беззаконию. В выборах в местную думу, состоявшуюся в июле прошлого года, приняло участие чуть более 18% избирателей. Потапову хватило 195 голосов, чтобы стать депутатом. Возможно, кого-то купил, кого-то запугал… Только после убийства Александра Серкина у жителей прорезался голос, и нам стала известна долго скрываемая правда.

– Вряд ли она была тайной для местной власти и правоохранительных органов.

– Какая уж тут тайна, когда известно, что при очередном столкновении Серкина с Потаповым присутствовал и мэр Алзамая Лебедев. Так сказать, «освятил» своим присутствием расправу. В городе знали, что от нападений Потапова страдали даже сотрудники полиции. Я уверен, что главной причиной безнаказанности лиц, длительное время совершавших противоправные действия, явилось преступное бездействие должностных лиц правоохранительных и надзорных органов, а также отсутствие надлежащего ведомственного контроля и прокурорского надзора. Это только кажется, что станица Кущевская где-то далеко, а она, как выясняется, рядом с нами.

– Вы считаете, ситуация сходная?

– Без сомнения. Ведь остановить насилие, уничтожить его в зародыше ничего не стоило. Для этого у нас масса законов. Но остановить не хотели. Круговая порука: родственники, друзья, однокашники… Своих они, каким бы отпетым негодяем он ни был, не выдают. Вон глава Ревякинского муниципального образования Фролов прославился на всю область своим буйным нравом, когда пьяный, размахивая пистолетом, вломился в чужой дом и грозился пристрелить хозяев. Мы направили в прокуратуру заявления граждан, прося разобраться. Отвечают: на главу поселения заведено уголовное дело. Проходит месяц, второй, полгода – никакого движения. Кончилось тем, что он вторично кому-то угрожал расправой. И опять вышел сухим из воды. У него даже оружие не изъяли. Козыряет какими-то высокопоставленными родственниками, которые его в обиду не дадут, сколько бы на него не жаловались. Мне хотелось бы знать, что это за родственники, способные положить уголовное дело под сукно.  

– Областные власти знают об этих случаях?

– Я направил губернатору, областному прокурору, руководителям правоохранительных органов области информацию о ситуации в Алзамае. На днях поступили ответы, из которых следует, что по всем известным нам фактам противозаконных действий Потапова и других лиц ведется следствие, а Совет общественной безопасности региона принял решение проверить в Нижнеудинском районе деятельность правоохранительных органов и их руководителей.

– Вам не кажется, что безнаказанность с одной стороны развязывает руки, а с другой – порождает в обществе неверие во все структуры власти?

– Именно этого я и боюсь. Когда люди видят, что законные способы защиты своих прав, своей жизни, здоровья, чести и достоинства натыкаются на глухую стену, на круговую поруку, то невольно в их душе скапливается заряд недовольства. И неизвестно, когда и куда он может выплеснуться. Вспомните историю приморских «партизан» и их заявление, что они борются с преступниками в погонах. Не секрет, что у нас в стране растет количество самосудов, преступлений против судей, прокуроров… В советское время такие факты были исключительными, из ряда вон, а сейчас становятся все обыденнее. Люди, сталкиваясь с несправедливостью, порою не видят другого выхода, кроме как личная месть. Это, на мой взгляд, очень опасная тенденция, дестабилизирующая ситуацию в стране.