«Характеры» Василия Шукшина

Спектакль «Характеры» по рассказам Василия Шукшина поставил на большой сцене Иркутского академического драмтеатра им. Н. М. Охлопкова режиссер Геннадий Гущин. Премьера постановки получилась доброй, пронизанной метким народным юмором и светлой моралью.

Премьера постановки по пьесе Андрея Гончарова по рассказам Василия Шукшина «Хозяин бани и огорода», «Авторитет», «Дядя Ермолай», «Билетик на второй сеанс», «Космос и шмат сала», «Думы», «Микроскоп» и «Даешь сердце!» состоялась 30 марта.

Удачный драматургический ход связывает воедино все сюжетные линии и оправдывает название пьесы, такое же, как у сборника рассказов Василия Шукшина.

На собрании селян жители деревни решают судьбу Вени Зябликова (артист Алексей Орлов). «Заманив обманным путем» в туалет тещу Елизавету Васильевну (Татьяна Двинская), он заколотил дверь, разозлившись, что та взяла без спросу и потратила на шубу отложенные им на баян деньги. За этот поступок его старается оправдать вся деревня. Аргументируя свою позицию, жители как бы рассказывают истории из жизни. Этот удачный драматургический ход связывает воедино все сюжетные линии и оправдывает название пьесы, такое же, как у сборника рассказов Василия Шукшина. Когда на собрании селян представитель райкома (Евгений Солонинкин) говорит председателю сельсовета (Виталий Сидорченко): «Ну и дисциплина у вас!», тот ему отвечает: «Что поделаешь – характеры!».

Всего постановку «населяет» около 40 героев, и мир этих характеров весьма многообразен, многие артисты мастерски перевоплощаются сразу в нескольких персонажей. Артист Алексей Орлов вживую играет на баяне, добавляя своему образу достоверности. Кстати, баян в этой истории как бы символизирует стремление человека к чему-то большему, чем удовлетворение потребностей в безопасности, пище и продолжении рода, и в то же время такому же простому и естественному, как эти базовые нужды. Недаром лозунг на красном полотнище над простой, но выразительной декорацией Александра Плинта, показывающий деревенский быт, гласит: «Искусство принадлежит народу».

Для другого персонажа, Андрея Ерина (Владимир Орехов), в миниатюре «Микроскоп» апофеозом этого стремления стала покупка микроскопа на отложенные детям на шубы деньги. В спектакле он говорит: «Я на один желудок работать не могу, так и запить можно, душе ведь что-то другое нужно, она ведь гореть должна!». Уморительное трио: провинившийся муж, жена со скалкой Зоя Ерина (Елена Мазуренко) и их оболтус-сын (Олег Матерн), разыгрывают трогательную, но по-житейски правдивую историю. Муж и сын увлекаются изучением микробов – во имя продления жизни и возвышения человеческого духа. Но супруга, узнав, что микроскоп не выдан мужу на работе, а куплен якобы на потерянные деньги, настаивает на торжестве житейского смысла жизни над пустыми мечтаниями и относит прибор в комиссионный магазин.

Душа болит у проворовавшегося заведующего складом Тимофея Худякова (Николай Дубаков) из отрывка «Билетик на второй сеанс». Из-за этого он пьет горькую и, явившись однажды домой сильно навеселе, принимает своего тестя (Валерий Жуков) за святого Николая Угодника, которому кается во всех своих грехах и просит, чтобы тот разрешил прожить ему жизнь заново. Попутно сообщает, что в новом светлом будущем он проживет без тестя-кулака и вредной жены, чем доводит старика до исступления, и тот, показывая фигу, кричит: «Вот тебе билетик на второй сеанс!».

О том, какими глупыми и неважными перед лицом болезни или смерти становятся наши социальные роли, рассказывает завхоз Ефим Пьяных (Игорь Чирва) в миниатюре «Авторитет». Во время войны его ранило осколком в «пятую точку». Спустя годы, когда герой добился уважения односельчан, осколок вдруг запоздало начал выходить. И вместо того, чтобы бежать в больницу завхоз, боясь уронить свой авторитет, уговаривает жену Соню (Марина Елина) сделать операцию в домашних условиях. Но, к счастью, она вовремя вызывает врача (Светлана Светлакова).

Романтический и трогательный образ еще одного возмутителя спокойствия – ветеринара Козулина создал артист Александр Ильин. Этот чудак среди ночи, узнав о первой в мире удачной пересадке сердца, от избытка чувств пальнул в воздух из ружья с криками: «Даешь сердце!» и перебудил всю деревню. От той же полноты чувств не спал в «Думах» председатель Матвей Степанович (Геннадий Гущин), когда слышал в ночи баян Вени Зябликова, и думалось ему о смерти, любви и смысле жизни. Именно о тех важных вещах, о которых часто забывают люди в суете трудовых будней. Эти мысли о главном, вложенные Василием Шукшиным в уста своих героев, сегодня звучат как нельзя более актуально. Как и финальная фраза председателя сельсовета (Виталий Сидорченко): «Душа – то же поле, на нем ничего не взойдет и не зазеленеет, если возделывать не будешь».