Федеральные магистрали и мосты

Отремонтируют по инновационным технологиям

Вступление России в ВТО и ежегодное ужесточение требований к качеству автомобильных дорог ставит новые задачи перед дорожными службами. В Иркутской области за состояние федеральных трасс отвечает ФКУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства». В его ведении находятся четыре трассы: М-53 и М-55, 1Р 418 Иркутск-Усть-Ордынский и «Вилюй», общая протяженность составляет 1,6 тыс. км. О том, как ведомство отработало в 2011 году и готовится к новому ремонтному сезону, рассказал начальник управления Олег Шандрук.

В прошлом году на содержание и ремонт федеральных трасс в Приангарье было выделено 4,3 млрд рублей. В этом году – 5,2 млрд рублей. Деньги выделяются в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», подпрограммы «Автомобильные дороги». Сумма достаточно внушительная. Между тем Олег Шандрук не исключил возможности увеличения финансирования на ремонт федеральных дорог в этом году.

В 2012 году ФКУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства» запланировало завершение реконструкции моста на реке Оке в Зиминском районе. На эти цели выделено 547,4 млн рублей. Ориентировочно мост будет введен в эксплуатацию в декабре. Также планируется провести капитальный ремонт четырех участков трассы М-53 «Байкал». В частности, будет отремонтирован участок в Нижнеудинском районе протяженностью 6,4 км, участок 9,5 км в городе Тулуне, 5 км дороги в поселке Тыреть и 10 км – в Черемховском районе. Кроме того, намечен ремонт трасс М-53 в Тулунском и Усольском районах, М-55 в Шелеховском районе, трассы «Вилюй» на участке от Усть-Кута и Братска.

– У нас в планах ремонт моста через реку Подъемную на трассе Вилюй, мост через реку Суходол в Аларском районе, мост через реку Застрянку в районе Нижнеудинска, мост через реку Уду в Нижнеудинске, – уточнил Олег Шандрук.

Один из крупных проектов управления строится с 2005 года. Речь идет об участке протяженностью 25,1 км с гравийным покрытием в Нижнеудинском районе. Строительство осуществляется четырьмя пусковыми комплексами, три из них уже введены в эксплуатацию: первый протяженностью 2,5 км с мостом через реку Замзор – в 2006 году; второй 7,3 км и мостом длиной 30,1 погонных метра – в 2009-м; третий 8,2 км – в 2011-м. В этом году строительство будет продолжено. В планах у дорожников достроить последний участок протяженностью 7,11 км и полностью ликвидировать гравийные разрывы в Нижнеудинском районе. Для этих работ из бюджета управления выделена максимальная сумма денег – 1,2 млн рублей.

В прошлом году было начато строительство участка протяженностью 2,2 км в Тулунском районе, обход деревни Трактово-Курзан. Ввод этого отрезка дороги в эксплуатацию запланирован на сентябрь 2012 года. По словам Олега Шандрука, новая дорога избавит местных жителей от постоянного потока транзитного транспорта, улучшит экологическую обстановку в деревне. Также будет достроен железобетонный путепровод через ВСДЖ длиной 89,21 погонных метра, что улучшит пропускную способность трассы на этом участке и позволит устранить многочасовые простои транспорта на железнодорожном переезде.

– Нынче мы начали строительство 10-километрового участка дороги в Тайшетском районе, обход поселка Разгон. Его планируется завершить в октябре 2013 года. В рамках этого проекта также будет сооружен путепровод через железную дорогу, – уточнил начальник управления.

В настоящее время разграничивать железную и автомобильную дороги – один из трендов при работах на федеральных трассах. Все новые участки ремонтируются с учетом раздельного движения машин и поездов. Примерно через два года на федеральных трассах, которые находятся в ведении управления, не останется железнодорожных переездов.

– Довольно сложный участок для предстоящего ремонта – это 1251–1256 км в районе Тайшета, там будут проложены по новейшей технологии сваи по болту. На эти цели выделено 700 млн рублей. Для проведения работ приглашены специалисты из Тюмени. Подобные технологии использовались при строительстве дорог в Санкт-Петербурге и Сочи. В Иркутской области технология укрепления болотного грунта при помощи свай и заливки бетона будет применена впервые, – рассказал Олег Шандрук.

Еще одна инновационная технология – холодный ресайклинг – будет применена при ремонте участка трассы «Витим». По словам дорожников, оборудование уже закуплено, в настоящее время ведется работа с подрядчиками. Технология холодного ресайклинга ускоряет ремонт и позволяет сделать полотно более прочным. Проблема заключается в том, что для ее применения необходима хорошая и точная лаборатория. Потому как состав смеси нужно корректировать на каждом отдельном участке дороги. Предполагается, что лаборатория управления будет работать на участке совместно с лабораторией Дорожной службы Иркутской области.

– Одна из серьезных сложностей при ремонте дорог в Иркутской области – удаленность заводов, с которых можно возить строительные смеси. Транспортные расходы увеличивают стоимость ремонта дорожного полотна. Но сейчас наблюдаются положительные подвижки. К примеру, на трассе «Вилюй» на участке Нижнеудинск – Тайшет в ближайшее время появятся три асфальтобетонных завода. Другая наша проблема: в Иркутской области не так просто найти качественные битумы. Управление использует все возможные инновационные добавки. Но, в первую очередь, важно именно исходное сырье, – рассказал Олег Шандрук.

По- прежнему актуальной остается тема ремонта дорожной полосы на трассе М-55 в районе Култука. В проекте управления построить ее в обход известного «тещиного языка», который находится на подъезде к поселению. В 2012 году завершится работа над проектом, и в 2013 году будут запрошены деньги на его реализацию. Сейчас рассматривается вопрос о выделении финансирования на создание дополнительных полос движения на данном отрезке. Это даст возможность развести на подъеме фуры с легковым автотранспортом. В этом году могут появиться новые полосы на отрезке от Чистых Ключей до Мот. 

Федеральные дороги в Приангарье ждут и инфраструктурные нововведения. Сейчас разрабатывается проект универсальной метеостанции с видеокамерой наблюдения. Такие станции планируют установить на трассах М-55, М-53 и «Вилюй». Предположительно, новые станции позволят вести наблюдение за трассой и состоянием дорожного полотна. Данные в режиме он-лайн будут поступать на единый компьютер в управление и при возникновении неблагоприятных условий погоды максимально оперативно извещать водителей. В планах управления – обоудовать дороги световыми информационными табло, освещенными надземными пешеходными переходами и остановками, светящимися информационными знаками. Одним из первых высокотехнологично оснащенных отрезков с применением солнечных батарей станет отремонтированный участок трассы «Вилюй».

Еще один проблемный для ведомства вопрос – придорожная инфраструктура. На всю Иркутскую область, вне центра, можно найти всего пару станций, оснащенных по европейским стандартом. В большинстве случаев придорожный сервис в Приангарье – это шашлычная или две колонки автозаправки.

– Сейчас мы ведем переговоры с крупными топливными компаниями о строительстве придорожных сервисов европейского класса, но пока они не все к этому готовы. Ведь строительство полноценного сервиса предполагает развязки, АЗС, просторную парковку, СТО, или, как минимум, эстакаду, – общая необходимая площадь для этого составляет около 3,5 га. Мы готовы содействовать инвесторам в плане выделения земли. Скажу больше, мы готовы в судебном порядке отрезать от дороги те станции, которые не соответствуют современным требованиям к придорожному сервису, – резюмировал Олег Шандрук.