16.05.2012 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
16.05.2012 07:15

Директор с душой репортера

Считается, что репортеры – белая кость телевидения, а репортаж – краеугольный камень журналистики. Корреспондент становится глазами и ушами зрителя, очевидцем больших событий, собеседником сильных и слабых мира сего.

Зачастую репортеры рискуют своей жизнью ради выполнения профессионального долга. Генеральный директор телекомпании АИСТ Амгалан Базархандаев не раз оказывался в авангарде событий и сам снимал на камеру важные моменты истории.

– Амгалан Ринчинович, вы помните, когда впервые увидели телевизор?

– Конечно! Когда мне было пять лет, в моей семье появился черно-белый телевизор «Изумруд». Первое, что я увидел, был старт космической ракеты. До сих пор это одно из ярких моих впечатлений из детства. А дальше пошли роскошные сериалы, польские преимущественно: «Ставка больше, чем жизнь», «Четыре танкиста и собака»…

– А когда вы впервые взяли в руки камеру?

– До прихода на АИСТ я считал телевизионщиков необыкновенными людьми. Возглавив телекомпанию в 2000 году, я вольно-невольно втягивался в волшебный мир телевидения. Однажды сам взял в руки камеру, освоил ее и даже снимал передачи, которые шли на нашем канале под псевдонимом «оператор Борис Тасей». Тасей – это озеро рядом с тем местом, где я родился. Я очень увлекался съемками. Если бы я не был директором телекомпании, то обязательно принимал бы участие в фестивале любительских фильмов «Рыбий глаз». Мне друзья подарили хорошую профессиональную камеру, но пока я ее не обновил. Времени не хватает. Хотя, когда бываю где-то в командировках, всегда рука тянется что-то поснимать. На этот случай у меня есть мобильные телефоны и гаджеты.

– Зачем вам, успешному бизнесмену, руководителю регионального канала, понадобилось самому ехать снимать в Чечню, рискуя собственной жизнью?

– Так получилось, что ни один из моих знакомых операторов тогда не согласился на поездку, поэтому пришлось самому брать в руки камеру. Помню, Сергей Филипчук и Юрий Дорохин давали мне профессиональные советы: «Считай до 20, держи план, иначе монтировать будет тяжело». Я старался следовать их указаниям. Это была моя первая съемка в экстремальных условиях. Если бы сейчас туда попал, то снял бы все по-другому. Тем не менее из моих съемок получился фильм «Командировка цвета хаки», он, кстати, был отмечен наградой на фестивале «Золотой Георгий». Зачем мне это? Сегодня тележурналисты в большинстве своем «кабинетные», в их сюжетах очень мало репортерского духа. Хотя, если ты оказался в гуще событий, считай, поймал за хвост журналистскую удачу. Репортер всегда в авангарде, он не признает полуправды, избегая при этом полумер. Сама профессия подразумевает готовность пойти на авантюру, азарт, драйв, смелость.

– В Монголию в 2008 году, когда там разгорелась кашемировая революция и была попытка государственного переворота, вы тоже поехали, чтобы «поймать за хвост журналистскую удачу»?

– Журналистская группа, куда кроме меня вошли Вера Рыжкович, Юрий Легейдо и Наталья Глушкова, поехала в командировку в Улан-Батор, чтобы подготовить первый выход новостей только что созданной телекомпании «АИСТ-Монголия». Темой главного сюжета были парламентские выборы. У штаб-квартиры правящей Монгольской народно-революционной партии начала собираться оппозиция. Я отправился на митинг с небольшой видеокамерой. Сначала все было мирно. Но я чувствовал, что это затишье перед бурей. В воскресный день на одной из центральных площадей собралась толпа, у многих на руках были дети. Митингующие выдвигали политические требования, а полицейские, окружившие здание, казалось, держали ситуацию под контролем. И вдруг в штаб-квартиру полетел град камней. Булыжники бросали по команде. Увлекшись съемкой, я сам оказался под обстрелом. В азарте ни боли, ни страха не почувствовал, это уже потом узнал, что камень сломал мне ребро и что мой менее удачливый коллега – японский журналист – попал в реанимацию. На площади мы были единственным российским СМИ. Съемочная группа одного из наших центральных каналов ретировалась в посольство, осознав, что ситуация накаляется. Из наших съемок получился документальный фильм «Революция юрт», который также был удостоен «Золотого Георгия». Этим фильмом мы хотели показать, как легко заражается яростью человек, став заложником толпы.

– Телеакадемик Владимир Познер, говоря в одном из интервью о развитии телевидения, заметил: «Коммерческое телевидение в поисках высокого рейтинга с точки зрения уровня программ опускается все ниже и ниже. Это касается не качества их производства, а их содержания». Вы можете согласиться с его мнением?

– С мнением Познера тяжело не согласиться. Действительно, ТВ-каналы сегодня стали коммерческими, к великому моему сожалению, но это проза жизни.  В телекомпании АИСТ мы стараемся соблюдать баланс коммерческого и нравственного. Может, поэтому мы и не очень богаты.

– На ваш взгляд, что собой будет представлять общественный канал? Чьи интересы он будет представлять? Как гласит народная мудрость: сколько людей – столько мнений.

– У меня у самого пока много вопросов по общественному каналу. Каким он будет? ОРТ первых лет? Или это будет аналог «Культуры»? Чью точку зрения он будет отражать? Государства? Но есть ВГТРК. Если без секса, насилия, желтизны – у нас уже есть «Культура». Во многих странах давно существует общественное телевидение – например, в Монголии есть национальный канал. На нем нет рекламы. Канал содержится за счет населения: монголы перечисляют по 10 тугриков с зарплаты, это где-то 450 рублей.

– В странах Европы и Америки развито так называемое пакетное телевидение. Люди платят ежемесячно определенную сумму денег и получают пакетом те программы, которые они хотят смотреть. Таким образом, существует телевидение для масс и телевидение для элиты. Это разделение тоже ожидает Россию?

– Да. Мы переходим к эре цифрового телевидения, которое подразумевает наличие бесплатных телеканалов, в их числе девять федеральных («Первый», «Россия-1», «Россия-24», «Россия-2», Петербург – «5-й канал», «Культура», НТВ, детско-юношеский канал «Карусель», общественное телевидение) и один региональный. Все остальное – за дополнительную плату.

– В третьем квартале этого года в тестовом режиме в Иркутской области планируется запустить цифровое телевидение. Как это скажется на развитии местных телекомпаний? Будет ли областное телевидение цифровым?

– Областное телевидение обязательно будет цифровым. Но это произойдет не единовременно, а постепенно. Параллельно с цифровым будет работать аналоговое вещание. Какой региональный канал будет цифровым, покажет государственный конкурс, одним из его требований является собственное круглосуточное вещание. Претендентов у нас не так много.

– Как вы относитесь к проведению «Байкальской прессы»? Кого бы вы хотели видеть из мэтров тележурналистики на фестивале с мастер-классом?

– Фестиваль – это хорошее корпоративное мероприятие, где можно встретиться и обменяться опытом не только с коллегами из районов, но и получить уроки мастерства у российских мэтров. Я был на мастер-классе Владимира Познера в Сочи. Исписал весь блокнот. Оказалось, что наши взгляды на подачу новостей совпадают. По мнению телеакадемика, нельзя начинать выпуск новостей с криминала. Не всегда трагическое событие одной семьи касается всех жителей региона. Казалось бы, это очевидный факт. Но из уст Познера он звучал как руководство к действию. Или к нам не так давно приезжал ведущий программы «Сам себе режиссер» Алексей Лысенков. У нас с ним тоже оказалось много общих тем. Хотелось бы, чтобы на мастер-классы к нам приглашали больше авторитетных журналистов, например, легендарных энтэвэшников: Леонида Парфенова, Татьяну Миткову, Светлану Сорокину и других. А еще очень важно привлекать на фестиваль как можно больше молодых журналистов, чтобы они своими глазами видели, на кого надо равняться.