16.05.2012 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
16.05.2012 07:15

Александр Гимельштейн: Лечить общественные язвы, а не служить средством пропаганды

Выборы, многочисленные митинги, охватившие всю Россию, принятие закона об общественном телевидении – вот лишь те немногие события, которые произошли со времени прошлого фестиваля «Байкальская пресса».

Какое влияние они оказали на взаимодействие власти и СМИ, об этом и многом другом говорим с председателем Иркутской областной организации Союза журналистов России Александром Гимельштейном.

– Александр Владимирович, профессиональное сообщество журналистов региона всколыхнул конфликт, повлекший увольнение директора  и главного редактора МУП «Славное море» (в которое входят газета, телеканал и радиостанция) Владимира Полторадядько. Почему так случилось? Последует ли цепная реакция или данный случай имеет локальный характер?

– Мэр Слюдянского района Андрей Должиков позволял себе вмешиваться в деятельность СМИ.  В начале нынешнего года он незаконно уволил директора и главного редактора  МУП «Славное море» Владимира Полторадядько. Через суд руководитель предприятия был восстановлен в должности. Однако мэр распорядился ликвидировать муниципальное унитарное предприятие, а вместо него создать автономное учреждение. Это значит, что весь коллектив будет уволен, а затем заново сформируют штат. Что мы в результате имеем? Восстановленный по суду Владимир Полторадядько все-таки не смог работать  и уволился. В настоящее время он создал новую газету «Слюдянка». Ситуация с МУП «Славное море» впечатляет не столько  прецедентом, сколько отсутствием последствий для виновных акторов. Все мои настойчивые  призывы к органам власти с просьбой найти меры  привлечения к ответственности мэра Слюдянского района Андрея Должикова не привели к решению проблемы. Зато кивает в ответ на мои выступления представительная и исполнительная власть региона очень одобрительно. Пусть у нас нет массового давления на медиасообщество со стороны муниципалитетов, но это не повод успокаиваться. Справедливости ради надо заметить, что в региональном парламенте была создана рабочая группа по взаимодействию с журналистским сообществом. Потенциально она может чем-то помочь. Но никто до сих пор не сделал даже попытки ее собрать.

– Сделать муниципальные СМИ более независимыми от местных властей можно путем приватизации. Но смогут ли они выжить в рыночных условиях без финансовой подушки безопасности, то есть без бюджетных вливаний?

– Количество в чистом виде финансируемых из бюджета муниципальных образований газет в Иркутской области близится к абсолютному нулю. На сегодняшний день большую часть денег печатные издания в территориях зарабатывают самостоятельно. Незначительную часть средств они получают из муниципальных бюджетов за публикацию нормативных актов. Когда мы говорим о приватизации СМИ, то это не значит, что, освободившись от прямого управления со стороны местных властей, газеты должны плевать на мнение чиновников. Здесь уместно вести речь о сотрудничестве. СМИ в муниципалитетах  должны быть  институтами гражданского общества, а не средствами пропаганды. В области есть положительные примеры приватизированных изданий – это газеты «Тракт», «Сельская новь», «Бирюсинская новь», «Знамя». СМИ должны сигнализировать о болезнях общества, только в этом случае они будут востребованны. Необходимо говорить не о том, что случилось, а почему случилось, лечить общественные язвы.

– Если отвлечься от Иркутской области, то какие события за последний год повлияли на развитие медиасообщества?

– После кризиса 2008 года СМИ с экономической точки зрения так и не вернулись к своей докризисной экономике. Скорее всего, этого и не произойдет. Поэтому если государство заинтересовано в том, чтобы отрасль развивалась, то нужны своего рода интервенции в экономическом пространстве, в их числе и налоговые режимы, и другие стимулирующие инструменты, которые не стесняются применять страны Евросоюза.

 Если говорить о профессиональном и творческом уровне, то я бы сказал, что здесь планки не опущены. Ко времени нашего разговора я еще не знаю результатов самого конкурса. Но увиденное мною на этапе отбора подтверждает, что Иркутская область не сдает свои лидерские позиции в области качественной журналистики на территории Сибирского Федерального округа.

– У всех на устах создание общественного телевидения. Как вы относитесь к этой инициативе? Готово ли наше общество к появлению данного канала?

– Если ждать готовности общества, то вообще никаких позитивных изменений происходить не будет. Общество консервативно по своей природе. Современная власть должна быть заинтересована в появлении общественного канала. Вообще, я не сторонник культа телевидения. Я его практически не смотрю. Мне нужны газеты как собеседник. Тема общественного канала актуальна потому, что остальные федеральные каналы слишком увлеклись агитационно-пропагандистской деятельностью. Но станет ли он достойной альтернативой и будет ли востребован, покажет время.

– В последнее время часто приходится слышать об интернет-канале «Дождь». Его многие смотрят, даже первые лица государства. В Иркутске была попытка создать такой интернет-канал, но она оказалась неудачной. На ваш взгляд, почему?

– Я не готов гадать.  Выживает то, что является бизнесом. Может ли неангажированное журналистское слово в телевизионном формате зарабатывать деньги? Случай с телеканалом «Дождь» показал, что может. Журналист «Дождя» наравне с другими федеральными каналами принимал участие в итоговом интервью с экс-президентом РФ Дмитрием Медведевым.

У меня  абсолютно жесткая позиция: интернет – это среда, где есть гигантские объемы информации, корректной и не очень. Единственным критерием отношения к интернет-ресурсу как к СМИ является формальный момент – не внешнее соответствие и похожесть на СМИ (то есть наличие аналитических материалов, эксклюзивной информации и т. д.), а факт регистрации в качестве СМИ. Невозможно быть причастным к профессиональному сообществу, освободив себя от требований законодательства о СМИ.

– Фестиваль «Байкальская пресса» пройдет в двенадцатый раз. На ваш взгляд, он выполняет поставленные перед ним задачи?

– Фестиваль «Байкальская пресса» ценен прямым диалогом с властью и возможностью корпоративного общения. Все губернаторы участвовали в организации фестиваля, принимали участие в награждении победителей. Сложилась  традиция большой годовой конференции губернатора в рамках «Байкальской прессы». У каждого районного журналиста или редактора есть возможность напрямую задать вопрос действующей власти и получить ответ. Складывается еще одна традиция – в рамках «Байкальской прессы» во второй раз проводится выездное заседание Комиссии по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества, обеспечению свободы слова и доступа к информации Общественной палаты РФ. Руководители федеральных СМИ, которые входят в состав комиссии, именно в территориях узнают немало нового для себя. Их стройная картина мира меняется от такого общения.

– Не менее важной составной частью «Байкальской прессы» являются мастер-классы. У кого бы вы непременно взяли урок мастерства?

– Я? У американского телемэтра Ларри Кинга и медиамагната, издателя, основателя и владельца холдинга Independent Media Дерка Сауера.

– В этом году в рамках «Байкальской прессы» будет проведен Фестиваль детской прессы. Можно ли говорить о появлении младшего брата?

– Мы перебросили мостик между этими двумя мероприятиями, поскольку Фестиваль детской прессы проводится не первый год. Губернатор намерен поделиться своим опытом с юными журналистами. Какая-то часть из ребятишек поучаствует во взрослом фестивале. С учетом того, что у нас всегда есть потребность в кадрах, думаю, это в какой-то степени задел на будущее.

– В этом году Иркутская область празднует 75-летие. Какое событие, на ваш взгляд, в ее истории стало одним из знаковых?

– Это индустриализация Сибири и строительство каскада ГЭС на Ангаре. 75 лет – это не очень большой срок, но именно у этого периода истории есть живые свидетели. А вообще, я  давний сторонник переименования региона в Прибайкальский край. К сожалению, за годы существования у нас так и не появилось общего названия жителей региона – есть иркутяне, ангарчане, братчане, устьилимцы и другие… Стали бы прибайкальцы.

Но не все радужно. Крайне негативным явлением в истории области стало строительство БЦБК. Его существование отнимает Байкал если не у нас, то у наших потомков. И эту ошибку  надо как можно быстрее исправлять.