16.05.2012 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
16.05.2012 07:15

Владимир Мамонтов: спички детям не игрушка

Владимир Константинович Мамонтов родился во Владивостоке в 1952 году, В 1975 году окончил факультет журналистики Дальневосточного государственного университета.

Работал в газете «Красное знамя» (Владивосток), затем собственным корреспондентом газеты «Советская Россия» в Хабаровске. В газете «Комсомольская правда» отработал на должностях от завотделом до главного редактора. С 2005 года – главный редактор газеты «Известия», с  2009 года – президент редакции газеты «Известия». С начала нынешнего года директор фонда «Разумный интернет».

Владимир Константинович,  последняя ваша регалия вызывает большой интерес:  вы, человек в доску газетный, возглавили фонд, связанный с развитием интернет-ресурсов.  Вы действительно считаете,  что интернет может быть разумным? Не разделяете ли вы мнения, что интернет – это очередной джинн, выпущенный из бутылки, развитие которого приведет к глобальным и необратимым процессам, как развитие книгопечатания или создание атомной бомбы? Если уже не привело…

– Более корректно будет сказать –  я считаю, что интернет может быть разумным в разумных руках.  Это ведь инструмент, не более того. Насколько инструменты меняют структуру и стилистику информации? Я лично считаю, что меняют, – но это тема для отдельного разговора, понятийного и даже философского.

Вот вы сравниваете нынешнюю эпоху с эпохой распространения книгопечатания. Да, многое перекликается, но я бы не считал происходящие изменения катастрофическими, так же как не считаю катастрофическими изменения, происшедшие в начале гутенберговой эпохи. Ведь информацию книги содержали ту же, которая уже была, –  религиозную, светскую, просто она обрела новую форму, и книги стали позволять хранить ее в статичном виде дольше и в большем объеме. Обратите внимание – меняются технологии передачи информации; они, конечно, влияют на ход социальных и экономических процессов, но человек-то практически не меняется! С библейских времен сохраняется в социуме соотношение подлецов и рыцарей, героев и трусов. Одним словом – спички детям не игрушка, они могут спасти жизнь человеку, а могут уничтожить целый город.

– Вы рассматриваете возможность развития интернета в России по китайскому варианту? Применение такого великого китайского файервола на нашей территории?

– Я с детства люблю физику –  у меня по физике четверка была в школе – и твердо помню, что сила противодействия будет равна силе действия. Поэтому любое давление будет вызывать ответную реакцию в обществе. Зачем? К тому же не нужно сравнивать Россию и Китай – при всей многонациональности и внутреннем разнообразии Китай является более управляемым, каким-то более монолитным государством, про нас же уже давно сказали: «Россия управляется непосредственно Богом…» Понимаете, я не Вольтер, я еще не готов умереть за чьи-то убеждения, но и поддерживать ненужные ограничения не буду. 

– Уровень интернетизации общества растет, а уровень образования падает – казалось бы, информации огромное количество, и можно получать ее бесплатно. Можно ли заставить человека получать от  чудесного источника именно знания, а не развлечения? Если не заставить –  какие методы можно применить?

– Заставлять в наше время, боюсь, бессмысленно. Но это не значит, что ничего нельзя сделать. Например, мы с общественным движением фонда «За разумный интернет» занимаемся сейчас регистрацией доменной зоны  «.дети» и собираем инициативную группу, которая будет заниматься созданием и отбором контента. Может, это и небольшое достижение, но, по крайней мере, мы можем утверждать, что будет определенное виртуальное пространство, в котором, родители будут уверены, не будет порнографии, безвкусицы и непроверенной информации.

– Проект поддерживается государством?

– Нет. Пока нет, по крайней мере. Есть люди, которым это небезразлично, и мы таких находим, кто готов поддержать нас финансами и другими ресурсами. Это не значит, что в будущем мы не будем претендовать на какие-то конкурсные, допустим, средства, но даже если их не будет – не беда, биться лбом о государственную казну мы не будем. Я вижу, что уже сформировалось достаточно большое сообщество, которое понимает, что если что-то нужно, значит, нужно вкладывать свои силы, деньги, время, и которое уже поняло, что спички детям не игрушка. Целью этой работы я вижу создание определенной поддержки для молодых людей, чтоб у них в этом бурном потоке информации была какая-то поддержка, былинка какая-то, за которую можно ухватиться и постепенно разбираться что к чему.  Информации ведь огромный поток, и ее нужно уметь перерабатывать.

– Но ведь люди перестают читать и просто теряют навык грамотного письма…

– К этому, думаю, нужно относиться так: человеческий организм – это такая машина, в первом приближении, которая должна обеспечить жизнь собственных мозгов. Какое предназначение приготовил нам Бог или кто-то – неважно. Хотя бы, например, оценить, что небо синее, а горы красивые: не будет человека – кто это сделает? Ну и, независимо от предназначения, мозг нуждается в тренировке и развитии. Компенсаторные процессы можно наблюдать постоянно – в древней Греции много думали и от этого мало двигались, в итоге стали заниматься спортом, как офисные менеджеры сейчас, они стремятся в спортзалы и на горнолыжные курорты. Нечто похожее происходит и здесь – утрачивая навыки чтения и письма, мы изобретаем другие методы занятия мозгов – компьютерные игры, например. Кстати, компьютерные игры развивают мелкую моторику, а она стала основой мышления в свое время. Так что нет худа без добра.

– Из журналистики практически исчезли жанры очерков, зарисовок – все то, что позволяло журналистике иметь оттенок литературы и оправдывало обучение журналистов в университетах, а не в техникумах. Можно ли надеяться, что развитие блогосферы станет ренессансом для этих направлений журналистики?

– Ренессанс –  вряд ли, но я читаю и вижу, что в блогосфере действительно много людей, которые чувствуют, рефлексируют и рождают что-то в результате. Ведь если человек не чувствует, то он ничего и не напишет, так ведь? В этом смысле я считаю, что лучше уж графомания, чем ни строчки, – про графомана хотя бы ясно, что он графоман. А тот, кто ничего не написал, – он гений, может быть, но мы этого никогда не узнаем, и человечество в своей палитре лишится какой-то важной краски, оттенка.

– А сами вы блог ведете?

– Нет, сам я блогов не веду, в таком дистиллированном виде, но я писал колонку на ресурс Взгляд.ру. Говорю – писал, потому что раньше с меня ее спрашивали регулярно и выходила она чаще, а теперь пишу реже – как появится дельная мысль. Давление сверху исчезло, и реже стало получаться. То есть – видите – потребность эта есть и у меня.

– Чему вы посвящаете свои колонки?

– Разному, но самого меня сейчас начинает волновать тема, которую озвучила в свое время моя мама: «Такое ощущение, что из-под меня вытаскивают страну». Мы, может быть, не понимали в 90-е годы старшее поколение и считали, что раньше жили неправильно, а будем делать все как надо. Но – вот пришло понимание, что не все, оказывается, как надо. Нужно внимательно присматриваться. Например, мода на толерантность – я ее не могу принять. У меня масса друзей совершенно разных национальностей, и я не могу относиться к ним толерантно. Я их люблю, а есть люди, которых не люблю, и не хочу, чтоб у меня отнимали мои чувства и вставляли мне на их место какую-то функцию. Я не хочу глобализации, а хочу быть русским и не вижу, почему это плохо. Я не согласен с тем, что нужно заменить праздник Победы на день поминовения –  я, сын человека, который пришел с войны с солдатским  орденом Красной Звезды, этого просто не приемлю.

– Верите ли вы интернет-новостям?

– Нет, и очень просто объясню почему: большинству перестала быть интересна объективная информация. Помните известный ролик с мостом в Волгограде, который якобы качался? Его посмотрели миллионы человек, а вот ролик про то, как все это сделали, – раз в сто меньше. Поэтому внимательным нужно быть и следить за событиями по нескольким источникам.