Аварийность на дорогах «молодеет»

Каждая пятая авария в Иркутской области совершается с участием водителей со стажем до двух лет. Еще больше дорожно-транспортных происшествий происходит по вине молодых людей. По информации Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области, все чаще в сводках аварий фигурируют водители 1980-х и 1990-х годов рождения. Проблемы безопасности на дорогах обсудили участники круглого стола «Культура вождения в Иркутской области», который прошел в редакции газеты «Областная» в преддверии Дня автомобилиста. 

Пешеходы все чаще гибнут на переходах

Заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Вячеслав Жилкин ознакомил присутствующих с печальной статистикой. Всего в 2012 году в регионе произошло 2,5 тыс. серьезных ДТП, в которых пострадали 3272 человека, 386 погибли. По сравнению с прошлым годом уровень аварийности снизился на 4,8%, стало меньше и жертв дорожно-транспортных происшествий. Стабилизируется обстановка с участием нетрезвых водителей в ДТП. Если в 2011 году было зарегистрировано 214 таких аварий, то в 2012 году – 195. Погиб 31 человек (в прошлом году – 59), ранено 263 человека (в 2011 году – 302).

– К сожалению, в последнее время увеличилось количество наездов на пешеходных переходах – со 120 до 126 случаев, – добавил Вячеслав Жилкин. – Рост незначительный, но это человеческие жертвы. Много аварий с участием пассажирского транспорта.

В 2012 году зарегистрировано 20 дорожно-транспортных происшествий с серьезными последствиями, в которых участвовали маршрутки. Погиб один человек, ранено 55. Самые резонансные столкновения произошли на острове Ольхоне и на Голоустненском тракте. Кроме того, увеличилось число ДТП по вине детей – со 138 до 156 аварий, в результате которых погибли пять детей, ранено – 183 ребенка.

Замначальника УГИБДД также отметил, что водители все чаще скрываются с места дорожно-транспортного происшествия, не оказав помощь пострадавшим. За девять месяцев 2012 года с места ДТП скрылось 307 водителей, из них 108 до сих пор находятся в розыске. Остальные либо пришли сами, либо были обнаружены сотрудниками ГИБДД.

– То есть люди не просто не выполняют правила дорожного движения, но и оставляют человека в опасности, – восклицает Вячеслав Жилкин. – У них нет ни моральной, ни гражданской позиции, и это страшно. Если говорить в общем, то главными причинами аварий является все-таки сознательное пренебрежение правилами дорожного движения. Вы видите сами, как безобразно передвигаются у нас по дорогам. И в основном нарушают правила молодые водители, которые не соблюдают очередность проезда на перекресток, едут на красный сигнал светофора и так далее.

По информации УГИБДД, среди нарушителей преобладают лица 1980-х и 1990-х годов рождения. Каждый пятый виновник ДТП – неопытный водитель со стажем до двух лет. По словам Вячеслава Жилкина, это одна из наиболее уязвимых и опасных категорий водителей.

– После двух-трех лет вождения неуверенность перерастает в самоуверенность, – согласился с ним директор автошколы «Автомобилист» Геннадий Кабанов. – В автошколах Иркутска недавно был введен такой предмет, как бесконфликтное поведение на дороге. Но как только неопытные водители выезжают на дорогу после сдачи экзамена, они видят, как ездят другие и перенимают их манеру вождения.

По словам Вячеслава Жилкина, одна из причин агрессивной езды по дорогам Иркутска – это перенасыщенная транспортная инфраструктура города, которая не справляется с постоянно растущим потоком машин:

– Есть, конечно, положительные моменты. Например, расширение улиц Байкальской и Лермонтова, а также разделение на них транспортного потока и пешеходов – наездов стало гораздо меньше. Но они все равно случаются, потому что есть как неадекватные водители, так и неадекватные пешеходы, которые переходят улицы в неположенном месте, нередко и в сильном алкогольном опьянении. Кроме того, реконструкция улиц Байкальской и Лермонтова привела к тому, что там начались настоящие гонки. Скорости увеличились, возросла и аварийность с серьезными последствиями.

Не пойман – не нарушитель 

Сегодня на федеральном уровне рассматривается ужесточение штрафов за нарушение правил дорожного движения, в том числе за езду в нетрезвом состоянии. Предлагается внедрение такой системы, при которой тяжесть наказания будет расти, если нарушитель постоянно пренебрегает правилами. Но Геннадий Кабанов отметил, что нарушения на дорогах должен сдерживать фактор неизбежности наказания, а не сам штраф. К тому же нерадивых водителей не останавливает даже лишение прав. По данным УГИБДД, в 2012 году было задержано 636 таких нарушителей. Еще 6,4 тыс. человек оштрафованы за то, что ездили без прав, которых они вообще никогда не получали. 

– Нет неотвратимости наказания, – считает Геннадий Кабанов. – Можно целый день ездить пьяным по микрорайону Ново-Ленино, и ничего за это не будет. Ведь на весь Ленинский район выделен только один экипаж ГИБДД. Так что ужесточение штрафов, которое сегодня активно обсуждается, ничем не поможет.

Сотрудники ГИБДД согласились с тем, что у них просто не хватает рук. По словам старшего инспектора по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Алексея Тарбеева, еще до реформирования правоохранительной системы штат сотрудников ДПС был укомплектован на 40% от нормы. Сегодня и того меньше. Например, в Иркутске до реформы в отделениях и отделах ГИБДД числилось 76 человек, сейчас – 39 человек личного состава. А ведь когда-то был нормативный документ, согласно которому на 265 единиц транспорта полагается один инспектор ДПС. Получается, на один Иркутск необходимо более 700 человек личного состава. Правда, теперь эти нормы не работают, а на линии в городе работают лишь 39 инспекторов. 

– Мы не хотим расписаться в собственном бессилии, – подчеркнул Алексей Тарбеев. – При сокращении штатного состава большой акцент делается на средства автоматической фиксации. В настоящее время в Иркутской области работает пять стационарных камер. Одна – в Ангарске, четыре – в Иркутске. Есть еще 41 передвижная камера. Думаю, в будущем появятся не только камеры, регистрирующие превышение скорости, но и средства, способные фиксировать другие правонарушения, – выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора.

Вячеслав Жилкин добавил, что эффективность камер автоматической фиксации видна уже сегодня. Например, водители теперь не превышают скорость на мосту «Академический». Пусть точечно, но сдерживающий фактор работает. В этом году направлено более 20 млн штрафов по почте за превышение скоростного режима, зафиксированного камерами.

– Надеемся, что муниципалитеты задумаются над тем, что штрафы идут в их бюджеты, и в будущем начнут принимать программы по повышению безопасности на дорогах с выделением средств на приобретение камер автоматической фиксации, – подытожил Вячеслав Жилкин.