15.02.2013 07:15
Рубрики
Общество
Текст
Юрий Юдин
Текст:
Юрий Юдин
15.02.2013 07:15

Хорошо там, где есть настоящий хозяин

В 2013 году Россия впервые будет отмечать новый государственный праздник – День местного самоуправления. Указом президента России Владимира Путина дата празднования установлена 21 апреля, в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

Кроме этого в 2013 году исполняется 10 лет со дня принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положившего начало современной реформе местного самоуправления.

Председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина, которая возглавляет Координационный Совет по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», убеждена, что «процесс совершенствования местного самоуправления продолжается, и это побуждает нас не только рассказывать, но и подтверждать, что эффективное местное самоуправление служит во благо жителей своих муниципальных образований».

Об этом и пойдет речь в совместном информационном проекте Законодательного Собрания Иркутской области и редакции газеты «Областная» – «Самоуправление». Первый материал рубрики (№ 4 от 18 января 2013 года) рассказывал о работе  органов местного самоуправления Братского района. В продолжение темы мы предлагаем  вам узнать, как живут и какие проблемы решают МСУ Жигаловского района. 

О некоторых вопросах и перспективах развития местного самоуправления рассказывает председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина.

– Муниципальная реформа положила начало новому этапу развития субъектов Российской Федерации, в том числе и Иркутской области. Я не оговорилась: новый этап развития не местного самоуправления, а именно субъектов Российской Федерации. За эти годы не просто проделана колоссальная работа по созданию правовых основ местного самоуправления, разграничению полномочий, решению проблем финансового обеспечения муниципалитетов. На самом деле главным достижением реформы являются существенные изменения в сознании людей: самоуправление стало привычной и естественной формой для муниципальных образований, а выборы – востребованным и единственно возможным инструментом формирования власти на местах.

Нам всем хорошо известны все болевые точки и трудности в реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Понятны и предпосылки существующей критики. За прошедшие с начала реформы годы в числе муниципальных образований как сельских, так и городских – неизбежно появились «лидеры» и «аутсайдеры». Первые в полной мере смогли воспользоваться преимуществами реформы. В органы местного самоуправления избирались талантливые, толковые, хозяйственные и неравнодушные люди, которые впоследствии реализовали принцип «хорошо там, где есть настоящий хозяин».

Иркутская область знает немало таких примеров, причем удовлетворенность жителей сложившейся системой управления присутствует даже в тех муниципальных образованиях, которые не могут похвастать избытком материальных благ и обильной доходной базой. Просто в этих селах и поселках есть главы и есть депутаты, которые могут, умеют и, самое главное, хотят заниматься развитием территории и решать проблемы своих земляков. Яркий пример: село Олха Шелеховского района. Глава села, Владислав Валентинович Кошкин, уважаемый и авторитетный человек – с постоянством поддерживается жителями на муниципальных выборах, работая уже не один десяток лет.

Есть примеры, когда в муниципалитетах развивают альтернативную энергетику – в Ольхонском районе, в поселке Онгурен в сентябре 2012 года начались пробные запуски новой электростанции мощностью сто киловатт, работающей на солнечных батареях и ветрогенераторах. Есть успешные инициативы развития народных промыслов, семейного бизнеса, создания мини-гостиниц, открытия сельскохозяйственного производства, строительства собственными силами клубов и детских садов, успешного благоустройства и так далее.

Да, процесс совершенствования местного самоуправления продолжается. Его ключевая цель, его философия – максимальное вовлечение жителей наших городов, сел, деревень и поселков в процесс решения проблем территорий. Эта философия остается неизменной.

Люди не должны быть объектом управления, они должны быть субъектом управления. Они живут в конкретном месте, и это их объединяет. Жители сами лучше знают, какой им необходим транспорт, какие детские сады, какие дороги, как содержать и обустраивать придомовую территорию. Что в приоритете? Люди об этом знают, и они сами должны об этом думать и участвовать в обустройстве своего дома: города, поселка, деревни. Это главный принцип!

Именно таким всегда был деревенский уклад в России. Нам нужно всего лишь вспомнить хорошо забытое старое. Нужно вводить не стиль жизни, а уклад, систему ценностей и мини-законов.

Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства. Но муниципальная реформа не будет успешной, пока сами граждане не начнут диктовать местным властям, какие услуги им нужны. Именно это – базовая предпосылка для формирования гражданского общества в России, основа объединения граждан в общественные организации, база для работы политических партий и объединений.

Ярким примером являлась ситуация, когда шла дискуссия относительно целесообразности сохранения многих фельдшерско-акушерских пунктов и малокомплектных школ в районах области. В тот период депутаты фракции «Единая Россия» выступили категорически против их ликвидации. Потому что, закрывая эти мини-центры деревенской жизни, мы ломаем ее уклад. Потому что вокруг каждой школы идет общественная жизнь, и, закрывая школу, мы эту жизнь ломаем. Мы действовали, твердо опираясь на поддержку муниципальных образований, в итоге вопрос был решен положительно, сегодня сохранение и поддержка малокомплектных школ и ФАПов является само собой разумеющимся принципом.

С самого начала проведения реформы местного самоуправления одним из ключевых вопросов являлся кадровый – острая необходимость создания постоянной системы повышения профессионализма тех, кто занимается муниципальным управлением, не ушла на второй план и сегодня. Есть много работы в сфере повышения доходной части местных бюджетов. Есть необходимость совершенствовать отношения между муниципальными образованиями первого и второго уровней, исключая основания для политических конфликтов и противостояния глав районов, городских и сельских поселений. Надо развивать межмуниципальное сотрудничество. Но все эти задачи, пока не до конца решенные, не должны ставить под сомнение достижения реформы. Органы местного самоуправления призваны обеспечить комфортные условия жизни людей на своей территории. Им необходимо в этом всячески помогать и, действуя сообща, мы непременно добьемся успеха.

21 апреля мы впервые отметим праздник День местного самоуправления. А это уже признание государством конституционной ценности и права граждан на местное самоуправление и самого института местного самоуправления.