В интересах детей

Чтобы мамины руки дарили нам ласку

Деревянный дом на улице Лесной в Тулуне – приглядный снаружи и уютный внутри. Живет здесь многодетная приемная семья Борисовых. Есть у нее своя эмблема: между двух полураскрытых ладоней – бутон распускающегося цветка. А вокруг слова: «Растить добро со всем старанием на почве взаимопонимания».

В прихожей стоит камин. Раньше здесь была обычная кирпичная печь для обогрева, варки-жарки. Потом глава семейства Николай Иванович сделал отдельно кочегарку под водяное отопление, а труба от старой печи осталась. Конечно, можно было и ее разобрать, но решили – сделаем камин, чтобы зимой запалить охапку поленьев в топке и слушать, как они, покрываясь позолотой, потрескивают, гоняя по стене и потолку летучие тени. Рыжие кирпичи обложили искусственным камнем под плитняк. Теперь любо-дорого взглянуть! Камин как в английском замке.

Многое в этом доме сделано самим хозяином, соответственно, с посильной помощью домочадцев. В огороде три теплицы, два парника… Овощей, между прочим, хватает до нового урожая.

Все-таки в прошлом Борисов – экскаваторщик по профессии, начинал на Тулунском разрезе, ныне не существующем, на пенсию ушел с Мугунского. Известно, на шагающие экскаваторы – машины серьезные – в бригаду абы кого никогда не брали. Руки у человека должны быть при месте, а особенно голова. Николай Иванович немало знает и умеет.

Еще больше добрых слов можно сказать про хозяйку, Екатерину Степановну. Она тут первую скрипку играет, и муж ее этим не тяготится. Более того, старается помогать во всем. Да, собственно, не в привычке у Борисовых чиниться, кто в доме хозяин. Не от великого ума взаимные разборки, простительные лишь по молодости лет. А они вместе уже не один десяток лет живут в мире и согласии. Двух дочерей вырастили: Татьяна, по мужу Матвеенко, преподает в Тулунском педколледже, Анна работает лаборанткой.

Сама Екатерина Степановна по профессии воспитатель. Сперва работала в тулунском детском доме для дошколят, а в последнее время вплоть до пенсии – в обычном детском саду. Это обстоятельство в будущем сыграло не последнюю роль. Детскую психологию изучала не столько по учебникам, сколько на практике: умеет она найти подход к ребенку, и слезы вытрет, и доброе слово скажет – глядишь, и заулыбался маленький человечек, забыв про недавнее горе-злосчастье.

По себе знаю, кто хоть раз в жизни побывал в детдоме для малышей, тот не забудет никогда: ребятня, завидев незнакомого человека, тут же облепит его и засыплет вопросами, на которые не сразу и сообразишь, как ответить: «А вы не за мной приехали?», «Возьмите меня к себе, я вас папой (мамой) буду звать»… Тоскуют ребятишки по родительскому вниманию и подспудно чувствуют свою уязвимость в сегодняшнем безжалостном обществе, хотя воспитатели и стараются, чтобы жилось им хорошо.

Не хочешь, а задумаешься: кем они вырастут, кем станут? Ни для кого не секрет, что выпускники детдомов оказываются людьми малоприспособленными к реалиям современной жизни, и скоро многие сворачивают на кривую дорожку, которая известно куда приводит.

Во всем мире считается, что бездомных детей нужно передавать в приемные семьи, хотя порой и возникает сыр-бор, как недавно с российским мальчишкой, погибшим на американской земле. В целом же, относясь к криминальному исходу как к исключению из правил, воспитание в семье гораздо эффективнее и дешевле обходится государству.

В один прекрасный день Борисовы решили, пока есть силы и здоровье, почему не попытаться помочь оказавшимся в беде ребятишкам и не попробовать себя в новом качестве. Тем более что одна их знакомая вполне успешно испытала себя в роли приемной мамы.

С тех пор миновало уже несколько лет. Пятеро детей прошли через семью Борисовых. Самая первая Лена Ческидова уже вышла замуж. Сегодня в доме на Лесной четыре приемные девочки. Самая старшая из них, Анастасия, учится в Тулунском педколледже на втором курсе. Надя – в девятом классе общеобразовательной школы. Младшие Оля и Света – пятиклашки. Да плюс двое родных внучат не выводятся от бабушки с дедушкой, особенно младшая четырехгодовалая Кира.

Чуть не забыл: есть у Борисовых еще один приемыш: кот Цыган. Приблудился осенью, на чердаке возле трубы ночевал – грязный, как настоящий цыганенок. На семейном совете решили, хоть есть у нас уже Рыжик, давайте возьмем и Цыгана, жалко ведь, замерзнет. Отмыли, репья вычесали – красавец котяра и, главное, с Рыжиком не ссорится, видно, общая семейная атмосфера и на животных действует.

Каждый день у всего большого семейства заполнен до предела. Прежде всего, это школа, а в свободное время занимаются, тем, к чему душа лежит. Кто рисует, кто песенки напевает, кто вяжет, кто спортом занимается, кто стряпает на кухне. Всеобщее увлечение – вязание. Екатерина Степановна всех научила и приохотила. Вяжут не только носки-варежки, но и крупные вещи типа пуловеров, где требуется максимум внимания и постоянный счет петель, чтобы узор вкривь и вкось не разъехался.

Тепло у Борисовых в доме, доброжелательно, сердечно. В быту всякое случается, но Екатерина Степановна как опытный педагог внушает всем: нельзя таить обиду в себе, ее обязательно надо, что называется, проговаривать. Высказали в глаза друг другу, разобрались, порой и с помощью взрослых, кто прав, а кто виноват – и снова мир и дружба.

Первого июня Борисовы отмечают День своей семьи. К нему долго и тщательно готовятся. Устраивают выставку рисунков и аппликаций воспитанников. Гвоздь программы – театрализованное представление на сказочную тему. Заранее делают декорации, разучивают роли – все честь по чести. И еще. Сами девчонки сочинили стихотворение, которое можно считать своеобразным автопортретом семьи и которое тоже звучит всегда на празднике.

Мы не белые и не пушистые,

Мы колючие и ершистые.

Любим шутки, улыбки и смех

И хотим, чтоб у нас было все как у всех.

Чтобы был светлый дом с теплой печкой,

Чтоб собачка виляла хвостом у крылечка,

Чтоб мамины руки дарили нам ласку,

Рыжий кот вечерами мурлыкал нам сказку…

И еще сотни раз повторяем упрямо,

Пусть всегда будут рядом папа и мама!

Все сказано предельно ясно и точно. На тулунской улице Лесной девчонки обрели душевный покой и нашли свой отчий дом, благодаря Екатерине Степановне и Николаю Ивановичу Борисовым.