Зона повышенной опасности

ВСЖД требует закрытия аварийных переездов

Аварийность на железнодорожных переездах в Иркутской области вызывает беспокойство у ВСЖД, поскольку наблюдается рост ДТП. Если в 2011 году в Приангарье произошло четыре столкновения поездов с автомобильным транспортом, то в 2012 году – уже восемь.

В 2013 году ситуация усложнилась – за пять месяцев зафиксировано шесть дорожно-транспортных происшествий на переездах. Единственным выходом из ситуации железнодорожники видят только закрытие пересечений дорог в одном уровне.

28 июня на площадке Союза дорожников Иркутской области прошел круглый стол «Решение вопросов повышения безопасности дорожного движения в Иркутской области» под председательством депутата Государственной думы, заместителя комитета по транспорту Сергея Тена. Он открыл мероприятие с печальных фактов:

– По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире погибает более 1,2 млн человек в дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому тема безопасности дорожного движения – это проблематика не только Иркутской области и в целом России, но и всего мира. В нашей стране за последние десять лет в два раза увеличилось число машин, как следствие, в разы возросло количество ДТП. По статистике, каждый год в России гибнет свыше 20 тыс. человек в ДТП, десятки тысяч россиян получают травмы. На федеральном уровне принята программа по повышению безопасности на дорогах, при правительстве РФ создана специальная комиссия по этим вопросам. Концепция федеральной целевой программы предусматривает выделение 8 млрд рублей. Государство ставит целью сократить количество ДТП и число погибших в них в полтора раза, но пока достичь этого не удается.

В Иркутской области на сегодняшний день также действует программа по повышению безопасности на дорогах, которая была принята в конце прошлого года. Объем запланированных средств до 2015 года составляет 74 млн рублей. Сотрудники регионального управления ГИБДД отметили, что за пять лет действия аналогичной программы аварийность на дорогах была снижена на 25%. По нынешнему документу сокращение количества ДТП должно составить не менее 14%.

Однако, по словам первого заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта области Артура Сулейменова, количество ДТП за пять месяцев этого года увеличилось на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число погибших возросло на 7,5%, пострадавших – на 2%. Среди основных причин ДТП Артур Сулейменов назвал низкую культуру вождения, неудовлетворительное состояние дорог и недостаточный контроль со стороны ГИБДД. В прошлом году на дорогах было установлено порядка 15 км нового барьерного ограждения, чтобы предотвратить опрокидывание транспорта. В 2013 году планируется установить еще 5 км таких конструкций на общую сумму 12 млн рублей, на 2 км дорог с высокой интенсивностью движения предполагается построить разделительную стенку, чтобы не было выезда на встречную полосу. Порядка 40 млн рублей предусмотрено в текущем году на освещение в населенных пунктах Новолисиха, Бурдаковка, Большая Речка, Московщина, Косая Степь, Куйтун и Еланцы.

Основной же темой для разговора на круглом столе стала аварийность на железнодорожных переездах. Начальник Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Александр Скачков рассказал, что на магистрали ВСЖД в 2012 году произошло девять ДТП на железнодорожных переездах, из них восемь – в Иркутской области. В 2013 году зафиксировано уже шесть столкновений поездов и автомобилей на путях. Одно ДТП произошло с участием пассажирского поезда. Только по счастливому стечению обстоятельств никто из пассажиров не пострадал. 

– В 2012 году было выявлено 1,4 тыс. нарушений правил дорожного движения на железнодорожных переездах, – отметил Александр Скачков. – Информация о них была направлена в органы ГИБДД, в результате чего приняты меры к 489 нарушителям. Из них 163 были оштрафованы и только восемь лишены водительских прав. В текущем году с ГИБДД заключен договор о взаимодействии по организации безопасного движения на железнодорожных переездах. Особо остро стоит проблема неорганизованного движения через переезды специализированного транспорта. К примеру, в поселке Октябрьский Чунского района переезд систематически пересекают лесовозы с нарушением габаритов. Хотя в четырех километрах есть подмостовой проезд, отвечающий требованиям безопасности.

Александр Скачков подчеркнул, что переезд – зона повышенной опасности. На балансе Восточно-Сибирской железной дороги числится 223 таких зоны, из которых 50 охраняемых. Непосредственно в Иркутской области расположено 146 переездов, из них 27 охраняемых, 17 – федерального значения. 52 переезда находится в черте населенных пунктов Тайшет, Нижнеудинск, Черемхово и Иркутск, у 43 подъездные пути не соответствуют нормативам.

ВСЖД проводит систематическую работу по поддержанию железнодорожных переездов главных и станционных путей в нормативном состоянии. Так, в 2012 году было выделено более 100 млн рублей, в том числе 68 млн рублей – на капитальный ремонт и модернизацию переездов. В 2013 году на эти цели планируется затратить около 60 млн рублей.

– Согласно федеральному законодательству, строительство автомобильных путепроводов и автомобильных дорог не может осуществляться на средства ОАО «РЖД», так как данный вид деятельности не является для компании профильным, – добавил Александр Скачков. – Поэтому мы неоднократно обращались к правительству Иркутской области с инициативой рассмотреть возможность и утвердить совместную программу закрытия переездов посредством строительства путепроводов и объездных дорог. Например, на автодороге Тулун – Усть-Кут «Вилюй» расположены четыре переезда и семь проездов через подъездные пути. Они не включены в перечень особо загруженных, поэтому работы по проектированию до 2015 года даже не планируются. При создании целевой программы мы будем иметь возможность обеспечить безопасность на данных территориях.

Начальник Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры озвучил несколько предложений по возможному решению проблемы каждого аварийного железнодорожного переезда. В целом, по словам Александра Скачкова, необходимо закрыть 18 зон повышенной опасности. Семь объектов не требуют финансовых вложений, поскольку уже имеются объезды или путепроводы. Достаточно только согласования с местными властями и ГИБДД о закрытии пересечений автомобильной и железной дорог в одном уровне.

– К сожалению, руководители местных органов власти часто не видят необходимости идти навстречу железнодорожникам, оперируя тем, что люди привыкли пользоваться этими переездами, – констатирует Александр Скачков.

Более 30 переездов подлежат закрытию, так как на расстоянии не более 5 км есть альтернативные дороги. ВСЖД предлагает первым этапом закрыть семь таких переездов (Алзамай – Замзор, Будагово – Утай, Шуба – Тулюшка, Черемхово – Макарьево, Сосновые Родники – Чуна, Усть-Илимск и Янталь – Усть-Кут), для чего необходимо построить дороги для соединения с близкорасположенными проездами. Четыре переезда не имеют альтернативных объездов, чтобы их закрыть, необходимо построить путепроводные развязки.

– Обязательно нужен путепровод в районе поселка Смоленщина на перегоне Кая – Гончарово, – продолжил Александр Скачков. – Переезд находится в границах Иркутска и является особо загруженным. Построив путепровод и автодорогу, соединив ее с переездом на перегоне Иркутск – Гончарово, закроются сразу два опасных переезда. Кроме этого, предлагаем построить путепроводы на аварийном переезде Тулун – Нюра и на загруженном переезде, находящемся в границах станции Анзеби.

Начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук рассказал на круглом столе, что до 2015 года согласно программе федерального дорожного агентства будет построено пять путепроводов с закрытием шести железнодорожных переездов. В настоящее время на федеральных трассах М-53 и М-55 в границах Иркутской области расположено 17 переездов. Олег Шандрук обещает, что до 2017 года все пересечения с железной дорогой в одном уровне будут закрыты.

Однако большинство аварийных переездов находятся на муниципальных дорогах, и средств в местных бюджетах не хватает ни на строительство объездов, ни даже на их проектирование. Сергей Тен видит один выход из ситуации – разработку специальной областной программы или же корректировку существующей по повышению безопасности дорожного движения. Кстати, по словам Александра Скачкова, 21 мая этого года во время заседания регионального правительства губернатор области Сергей Ерощенко дал поручение министру жилищной политики, энергетики и транспорта Сергею Селедцову, чтобы в кратчайшие сроки рассмотреть возможность и разработать областную целевую программу по закрытию железнодорожных переездов. Тем не менее, по результатам круглого стола все озвученные предложения будут направлены в правительство области, а также в администрации муниципальных образований.