23.09.2013 07:15
Рубрики
Мнение
23.09.2013 07:15

«Прививка» Вампилова

Театральные критики подвели итоги фестиваля современной драматургии

На прошлой неделе в Иркутске завершился международный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. Закрыли форум три постановки: «Вечерний звон» Степана Лобозерова Государственного русского драматического театра города Улан-Удэ, спектакль-концерт «Тихая моя Родина» академического театра им. Е. Вахтангова из Москвы и «Елизавета Бам» Даниила Хармса в исполнении хозяев фестиваля, Иркутского драмтеатра им. Н.П. Охлопкова. Потом гости и зрители по традиции вышли на театральную площадь, где играл духовой оркестр. 

Всего за фестивальную неделю свои постановки показали 16 коллективов из России, Австрии, Южной Кореи, Германии и Польши. А форум в этом году сменил статус со всероссийского на международный. На его площадках также прошли круглые столы, мастер-классы, лекции, творческие встречи, обсуждения спектаклей, которые собрали множество участников. Команда московских театральных критиков, работавшая на фестивале, в целом оценила его работу положительно.

– Фестиваль – это та «прививка» Вампилова молодым через поколение мастеров, которые воплощают в жизнь его систему ценностей,

– считает известный театральный критик Ольга Сенаторова. – Это фестиваль погружения, достижения, открытия новых горизонтов. Мне думается, что он дал пищу для размышлений над вопросами, актуальными для современного театра: как создать диалог со зрителями, привести в театр новое поколение, и что значит для нас сегодня имя Александра Вампилова?

– Вампиловский фестиваль – очень живое и нужное дело, – вторит ей ведущий театральный критик Вера Максимова. – Я знаю очень многих деятелей театра, которые хотели бы сюда приехать, потому что фестиваль очень объемный, разноплановый, здесь можно очень свободно разговаривать, спорить и произносить те вещи, которые ты опасаешься сказать в Москве с ее сложной атмосферой. Но фестивалю нужна большая финансовая поддержка, тогда сюда поедут не только камерные, но и большие спектакли более знаменитых театров провинции. Для меня главное фестивальное потрясение случилось там, где я не ждала: весьма скромный и путаный спектакль «Причуды любви» новосибирского театра «На левом берегу» дал потрясающее впечатление от очень привлекательной, умной, зрелой и в то же время звеняще молодой актрисы – Ольги Сибиркиной. Хотелось бы, чтобы ее имя узнали и запоминали.

Критик Елена Стрельцова отметила спектакль «Созвездие пегаса» Братского драматического театра:

– Они рискнули взять для работы неизвестного, но очень талантливого литератора, умницу, хорошего теоретика, филолога, литературоведа и театроведа Сигизмунда Кржижановского. На мой взгляд, они поставили очень значительный спектакль по его рассказам. И очень современный, несмотря на то что Сигизмунд Кржижановский жил в середине 1920-х годов.

Кстати, на фестивале не затихали споры о современной драматургии. Критики пришли к мнению, что время написания пьесы не суть важно.

– Мне кажется, что в современной драматургии сегодня бесстрашное наблюдение, подчас доведенное до натурализма, преобладает над суждением, – сказала Вера Максимова. – Поэтому есть ощущение, что пьесы пишет один автор. Тем более что Вампиловский фестиваль не экспериментальный, он показывает тот театр, который есть в провинции, в основном в Сибири и на Дальнем Востоке. И в этом тоже его большая ценность.

Высокую оценку профессионалов получили круглые столы на темы: «Каким должен быть театр в рамках индустрии развлечений?», «Театр и духовное состояние общества», «Пути развития современного театра» и «Театр – сила, защищающая человека от нравственной опустошенности». Они также вызвали большой интерес общественности.

Интересной инициативой театра критики назвали режиссерскую лабораторию, в рамках которой на фестивале был создан спектакль «Полиция» Славомира Мрожека в постановке польского режиссера Томаша Лещинского. Со временем он войдет в репертуар иркутского драмтеатра.

Кстати, зарубежная режиссура была представлена не только молодым польским постановщиком, но и австрийско-российской работой тетра «Драхенгасе» – «Одесса», постановкой корейского театра «Myung Pum» по Николаю Гоголю «Старосветские помещики». Спектакль почти без слов, и он не о патриархальном быте, а о вселенской любви, которая может войти в маленькую семью к двум незаметным людям и сделать мир прекраснее.  

– Для меня корейский спектакль был замечателен тем, что Гоголь там выражен средствами великой восточной пластической культуры, – отметила Вера Максимова. – Ведь это музыкально-пластическая нация актеров. И они, ничего не ломая, не подстраиваясь под нашу театральную систему, соединили Гоголя с его сверхсмыслами с особенностями своей культуры. Это большая удача и потрясение фестиваля!

В целом критики подытожили, что фестиваль лишний раз показал – репертуарный театр по-прежнему актуален для нашей страны, нужно лишь искать условия, при которых он может эффективно существовать и развиваться. Ведь, как показывает практика, большие артисты не вырастают в лабораториях, как и большие режиссеры.