30.09.2013 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
#БЦБК
Текст:
Петр Ящиков
30.09.2013 07:15

Александр Иванов: При текущей конъюнктуре цен на целлюлозу БЦБК генерировал лишь убытки

Байкальский ЦБК, построенный в середине прошлого века, окончательно остановился. Комбинат, который находится на стадии банкротства, в последние три года генерирует громадные убытки, а его модернизация, как подсчитал «ВЭБ-Инжиниринг», технически неосуществима и экономически нецелесообразна. До конца декабря почти вдвое сократится количество работников БЦБК, тогда же появится и согласованный проект закрытия завода и демонтажа его сооружений. О последствиях остановки предприятия рассказал конкурсный управляющий Байкальского ЦБК Александр Иванов.

– Александр Владимирович, решение о закрытии комбината принято в этом году сначала правительством РФ, потом – кредиторами. В середине августа БЦБК, выработав все запасы сырья, согласно планам прекратил варку целлюлозы. На ваш взгляд, мог ли комбинат и дальше работать, если бы не было соответствующих решений?

– С точки зрения экономики в этом нет смысла. На мировом рынке целлюлозы в последнее время сложилась неблагоприятная конъюнктура. Цена за тонну продукции – около 850 долларов, а себестоимость ее производства на БЦБК – 1150–1200 долларов. Если сравнивать показатели, то по себестоимости производства в 2012 году БЦБК находился на последнем месте в отрасли. Сейчас комбинат генерирует лишь убытки. За 2011 год они составили 578 млн рублей, в 2012-м – 477 млн, за 8 месяцев этого года – 458 млн, то есть за весь период 1,51 млрд рублей. Конечно, рассматривался вопрос о модернизации, но эксперты из «ВЭБ-Инжиниринг» и международной консалтинговой и инжиниринговой компании Pöyry, которым было поручено оценить все варианты развития комбината, посчитали это экономически нецелесообразным по причине колоссальных затрат.

– Есть ли у вас точные данные о том, сколько человек покинет предприятие после закрытия?

– В середине сентября мы достигли договоренности с 294 работниками об увольнении по соглашению сторон. Остальные, а это 494 сотрудника, в соответствии с приказом администрации будут сокращены. В основном работники варочного, отбельного, сушильного цехов. Они по максимуму получат все выплаты в соответствии с законодательством. Еще свыше 700 работников остаются на БЦБК. Большая их часть – для обслуживания ТЭЦ, которая обеспечивает теплом 14-тысячный Байкальск. Могу сказать, что для этого необходимо в два раза меньше людей, но сейчас сложно отделить непосредственно производственную структуру комбината от ТЭЦ, тем более, когда начался отопительный сезон. Кроме того, часть сотрудников остается для работы на очистных сооружениях, в ремонтно-механическом, железнодорожном, автотранспортном цехах. Есть защищенные категории, люди, которых нельзя сократить до момента ликвидации предприятия: беременные женщины, женщины с детьми до 3 лет и другие.

Некоторые сотрудники уезжают в другие города и устраиваются там на работу. Вероятно, многие останутся в городе. Власти обещают содействовать им в поиске новой работы, переобучении.

– Сколько предполагается потратить на выплату пособий увольняемым сотрудникам?

– По нашим подсчетам, речь идет о сумме около 150 млн рублей. Это средства из последней кредитной линии Внешэкономбанка. В августе 2013 года банк выделил комбинату 500 млн рублей на финансирование программы по сокращению персонала, выплату заработной платы оставшимся сотрудникам, поддержку в рабочем состоянии объектов инфраструктуры, закупку угля для ТЭЦ.

– Как будет происходить само закрытие комбината?

– Сейчас на БЦБК действует приказ о временной остановке производства. Для окончательного прекращения деятельности комбината нужен проект, который готовит в настоящее время «ВЭБ Инжиниринг». В нем будут прописаны этапы остановки химически опасного производства и необходимые мероприятия по консервации оборудования. 2–3 месяца понадобится на доработку проекта, некоторое время уйдет на его согласование с Ростехнадзором, и только после подписания всех документов мы займемся непосредственно закрытием. Сомнений в закрытии комбината нет ни у кредиторов, ни у правительства РФ, которое уделяет пристальное внимание предприятию и Байкальску.

Параллельно «ВЭБ Инжиниринг» делает проект по демонтажу зданий и сооружений БЦБК, а также рекультивации отходов. Как ожидается, этот процесс также завершится до конца 2013 года.

– В процессе закрытия комбината часть его имущества, вероятно, реализуют на торгах. Что может попасть в состав реализуемых активов?

– Как арбитражный управляющий, я сформировал конкурсную массу для ее продажи на аукционе. Сейчас идет оценка объектов, позже предстоит получить от Росимущества положительное заключение на оценку. Я думаю, что торги по продаже имущества БЦБК состоятся не ранее середины 2014 года. В первую очередь, будет продана ТЭЦ комбината, но не в ходе аукциона, а в ходе конкурса. Вопрос с тепловой станцией принципиален – необходимо, чтобы новый собственник решил вопрос о ее модернизации. В текущем состоянии ТЭЦ убыточна, так как рассчитана на работу всего комплекса БЦБК и отопление города. Нужно новое генерирующее оборудование. Отмечу, что если тепловую станцию никто не купит, то она может быть передана муниципалитету.

Что касается станочного парка БЦБК, то он пока не подлежит продаже в виду того, что связан с работой ТЭЦ. Очистные сооружения комбината, очевидно, позже войдут в состав муниципальных очистных сооружений. Железнодорожный и автотранспортный цеха БЦБК станут отдельными бизнес единицами со своим персоналом.

– Всех волнует вопрос экологической безопасности в связи с остановкой БЦБК. Теперь комбинат уже не будет выполнять определенные программы по охране окружающей среды…

– Ничего опасного для природы, поверьте, нет. Мы оставляем в штате минимальное количество экологов, которые будут следить и за шламонакопителями, и за очистными – последние, кстати, понадобятся при рекультивации карт с лигнином. Кроме этого, я написал письмо в Минприроды РФ, в котором предложил сохранить уникальную лабораторию БЦБК, проводящую анализ сточных вод по 26 показателям – для сравнения, на городских очистных сооружениях анализ ведется всего по четырем.

Есть еще одна проблема – под комбинатом находится купол загрязненных вод. Пока комбинат работал, мы откачивали их и очищали, и большую часть этой работы выполнили. Сейчас средств на поддержание работы скважин, насосных станций, финансирование штата не предусмотрено. Но и нового загрязнения в связи с остановкой тоже нет. В целом в рамках проекта по рекультивации отходов БЦБК эта проблема будет полностью решена.