Усть-удинские сироты обрели новые семьи

За последний год 13 жителей Усть-Удинского района прошли обучение в школе приемных родителей, которая работает на базе местной коррекционной школы-интерната. По окончании курсов они взяли на воспитание 15 детей, из них восемь ребят с серьезными ограничениями здоровья.

Гордость библиотекаря

В актовом зале школы-интерната собрались старшеклассники. Сегодня для них ведет занятия по толерантности специалист Областной юношеской библиотеки имени И.П. Уткина Елена Щукина. Ребята будут обсуждать проблему семейных взаимоотношений. К сожалению, для них эта тема болезненная, большинство пережили в своих кровных семьях настоящие трагедии. Но совсем не говорить с ними о семье нельзя, ведь впереди их ждет взрослая жизнь. Чтобы разрядить обстановку, Елена Щукина сначала проводит с детьми тестирование. С помощью разных геометрических фигур ребята изображают человечков. Обращает на себя внимание большое количество нарисованных волнистых линий.

– Это говорит о наличии творческих способностей, – поясняет Елена.

– Да, наши дети очень талантливы, они умеют работать руками, мастерят разные поделки, выступают на сельских праздниках, хорошо поют, танцуют, разыгрывают сценки, стихи читают, – соглашается библиотекарь школы-интерната Нина Маркович.

Она показывает многочисленные благодарности и дипломы воспитанников. Особая гордость библиотекаря – дочь Кристина. В восемь лет ее перевели в эту школу из Иркутска.

– Своих детей Бог мне не дал. Я как-то сразу прикипела душой к этой девочке и взяла ее к себе, – делится женщина. – Сейчас Кристине уже 14 лет и она меня очень радует: хорошо учится, занимается в музыкальной школе, играет на домре и контрабасе.

Школа приемных родителей

Кристина – не единственная воспитанница интерната, которой повезло обрести семью. За последний год местные жители взяли на воспитание 15 ребят. Но предварительно они прошли обучение в школе приемных родителей.

– К нам приходят специалисты из органов опеки, которые рассказывают об основах российского законодательства, о семейном устройстве детей, разъясняют, какие документы нужно оформить приемным родителям. Лекции также читают социальный работник, медик, психолог, старший инспектор ОДН. Я же рассказываю о психическом развитии детей, о проблемах, с которыми могут столкнуться родители, – говорит педагог-психолог Людмила Зубарева.

Причины, по которым люди хотят взять ребенка на воспитание, разные: невозможность иметь своих детей, так называемый синдром опустевшего гнезда, когда родные чада вырастают и покидают отчий дом.

– Дом пустеет, и людям становится скучно. В этом случае  важно объяснить, что ребенок не может быть средством от скуки, а воспитывать сироту, да еще с ограничениями в здоровье – очень непросто, – подчеркивает психолог.

Все, кто занимается в школе приемных родителей, обязан пройти итоговый тест. После этого потенциальному опекуну выдается соответствующее свидетельство. Взять ребенка он может как в этом интернате, так и в любом другом сиротском учреждении.

Интернату нужны игрушки

– То, что ни одного приемного ребенка к нам в школу не вернули, это прекрасно. Да, ребятам нравится здесь, хотя по-хорошему нужно, чтобы такие учреждения закрыли, но мы до этого вряд ли доживем, – вздыхает директор Усть-Удинской коррекционной школы-интерната Надежда Москалева.

Хозяйство у нее большое и хлопотное. Это учреждение одно из старейших в районе, ему более полувека. На территории находятся 13 деревянных зданий, многие из них были перевезены из села Малышевка несколько десятилетий назад. Министерство образования выделило средства на благоустройство спального корпуса, теперь нужно отремонтировать учебные помещения. Также в этом году за счет средств областного бюджета поступило новое оборудование в столовую и медицинский кабинет. Был приобретен и микроавтобус для перевозки детей.

Директор рассказывает, что осенью на своем огороде ребята вырастили неплохой урожай картофеля и свеклы, хотя у жителей Усть-Уды эти овощные культуры не уродились. А еще воспитанники школы-интерната – мастера на все руки. Мальчики сами делают табуретки и столы, девочки же с успехом постигают премудрости швейного дела.

– Вот только ткани нам не хватает, – продолжает Надежда Москалева. – В учреждении есть попечительский совет, но он состоит только из местных жителей. Мы бы хотели пригласить в него кого-то из области. Ведь помимо ткани, наши дети нуждаются в игрушках. Нам их давно никто не дарил, поэтому сейчас мы делаем игрушки для младших ребят только своими руками.

Найти брата

В актовом зале школы продолжается занятие на тему семейных взаимоотношений. Елена Щукина объясняет детям, как наладить контакт с близкими людьми.

– Чтобы преодолеть проблемы в общении, нужно построить мост взаимопонимания. Из чего он должен быть построен? – спрашивает у старшеклассников Елена.

– Из уважения, терпения, доверия, любви, – перечисляет черноволосая симпатичная девочка. Это та самая Кристина, которую взяла на воспитание библиотекарь интерната Нина Маркович.

Кристине пришлось учиться налаживать взаимоотношения не только с новой мамой. Девочка рассказала, что у нее есть младший брат Вова. Пять лет мальчика искали по разным сиротским учреждениям, пока не выяснили, что ребенок живет в одном из детдомов Ангарска. Прошлым летом Нина Николаевна вместе с дочкой отправилась туда.

– Чем ближе мы подъезжали к Ангарску, тем сильнее переживала Кристина. И когда мы приехали, увидели Вову, обе расплакались. А он был в растерянности, ведь не помнил ни родителей, ни сестру. Но ничего, увиделись, познакомились, а вот он и сам идет, – указывает на вход в библиотеку женщина.

В помещение входит светлый мальчик с широченной улыбкой. Теперь Вова тоже стал частью семьи Нины Маркович. Когда мальчик приехал в Усть-Уду, он практически ничего не умел делать. А теперь и пироги печет, и рыбу ловит.

– А еще я вырастил огурцы и даже арбуз, на баяне учусь играть, – с гордостью говорит Вова и, отправляясь на очередной урок, бросает Нине Николаевне: «Скоро увидимся, мама».

Возможно, что детей у нее Нины Маркович станет скоро еще больше. Летом через интернет на Кристину вышли дальние родственники из Иркутска. От них девочка узнала, что у ее родителей, которые сначала лишились прав, а потом умерли, был еще один сын – Андрей. Найти его – теперь главная цель этой приемной семьи, где каждый прошел и продолжает проходить свою школу взаимопонимания и строить мост из терпения и любви.

Справка


С 1 сентября 2012 года граждане – кандидаты в опекуны, приемные родители, усыновители, желающие принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в обязательном порядке должны пройти психолого-педагогическую подготовку и предоставить в органы опеки и попечительства свидетельство о прохождении такой подготовки. Школы приемных родителей в Иркутской области работают в 13 учреждениях системы образования и 31 учреждении социального обслуживания.