13.01.2014 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
#цены
13.01.2014 07:15

Мясо, крупа и куры выбились из тренда

В прошлом году они дешевели, а не дорожали

За 11 месяцев 2013 года продукты в Иркутской области подорожали в среднем на 5,3%. За аналогичный период 2012 года рост цен составлял 6,9%, сообщила служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области. За январь-ноябрь цены на продовольственные товары в регионе выросли меньше, чем в среднем по России и Сибирскому федеральному округу. В итоге Приангарье вошло в десятку регионов России, имеющих наименьший рост цен на продукты питания.

Для сравнения в среднем по России рост цен составил 6,5%, по СФО – 6,2%. По информации руководителя службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Сергея Петрова, из перечня социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который включает 24 продукта, наиболее заметный рост цен с начала текущего года наблюдался на куриные яйца (30%), картофель (26,4%) и стерилизованное молоко 2,5–3,2% жирности (20%). При этом некоторые продукты заметно подешевели. К примеру, цена на кур снизилась на 15,6%, на гречневую крупу (ядрицу) – на 20,7%. По сравнению с началом 2013 года стоимость говядины, свинины, подсолнечного масла и пшеничной муки упала на 2,2–4,4% (кроме бескостного мяса), баранины – на 6,3%.

Больше всего в 2013 году выросла цена на куриные яйца. В центральной части России этот товар начал существенно дорожать в августе, постепенно тенденция охватила все регионы страны. Минсельхоз РФ и ФАС России проанализировали формирование отпускных и потребительских цен на яйца и выяснили, что на рост был связан как сезонным спросом, так и повышением себестоимости производства и реализации продукции, в том числе увеличением цен на корма и кормовые добавки.

По данным региональной службы потребительского рынка и лицензирования, с начала года цена на куриное яйцо в Иркутской области выросла на 30,6 %, что немного ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (31,8%).

По словам Сергея Петрова, состояние продовольственного рынка Иркутской области в значительной степени зависит от ввоза продукции из-за пределов области. Так, в 2012 году областной ресурсный рынок сахара на 100% формировался за счет внешних поступлений, хлебных продуктов и рыбы – более чем на 80%, мяса и мясной продукции, растительного масла – практически на 40%.

– Из продуктов растениеводства за счет собственного производства практически полностью формируются ресурсы картофеля, но 22% овощей поступают региональному потребителю из-за пределов области, – добавил руководитель службы потребительского рынка.

По данным властей, основными поставщиками в Иркутскую область мясопродуктов являются предприятия Москвы, Томской области и Красноярского края, молоко везут к нам компании Красноярского края и Новосибирской области, а сухое молоко, сливки, сливочное масло и муку – из Алтайского края. Крупными поставщиками сахара остаются регионы Приволжского федерального округа (Республики Башкортостан, Татарстан, Пензенская область), Краснодарский и Алтайский края. Рыба поступает в основном из Дальневосточного федерального округа (Приморский, Хабаровский, Камчатский края), растительное масло – из Краснодарского и Алтайского краев.

Сергей Петров отметил, что по федеральному закону механизм государственного сдерживания цен может быть запущен при условии, если в течение 30 календарных дней подряд на территории региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продуктов составит 30% и более. Только в этом случае правительство РФ вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены на три месяца. Поскольку в Иркутской области такого роста не наблюдалось, никаких сдерживающих инструментов не применялось.

– Государство может регулировать размер торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, – напомнил Сергей Петров. – Помимо этого, областное правительство вместе с органами местного самоуправления реализует комплекс мер, направленных на стабилизацию цен и повышение доступности товаров первой необходимости для населения региона. В частности, речь идет о вовлечении предприятий розничной торговли в социальные проекты, которые предусматривают реализацию товаров с минимальными торговыми надбавками. В декабре такие проекты действовали в 42 муниципальных образованиях области, в них участвовало более тысячи объектов розничной торговли, которые реализовали ряд товаров по цене ниже рыночной в среднем на 10–20%.

Сейчас в Приангарье действует более 100 торговых объектов, которые предоставляют скидки в размере 3–7% на продукты питания пенсионерам при оплате банковской картой Maestro «Социальная». Проводятся также ярмарки, где население может приобрести товары по доступным ценам. С начала года было организовано более 1,4 тыс. таких ярмарок.