Детей научат самозащите от вредной информации

Круглый стол «Вопросы обеспечения информационной безопасности школьников в интернет-пространстве» состоялся в Законодательном Собрании Иркутской области. Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС региона, обозначила актуальность заявленной темы и предложила всесторонне ее обсудить, так как интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, и взаимоотношения внутри сети требуют особой регламентации.

Светлана Семенова, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, отметила, что эта тема обсуждается постоянно, но до решения проблем, которые таит в себе интернет, еще далеко. В частности, в сети продолжает распространяться информация, вредная для здоровья, а также нравственного и духовного развития школьников. Детский омбудсмен призвала участников встречи вносить конкретные предложения, которые помогут в борьбе с негативным контентом.

Как отметил Сергей Костылов, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по региону, СМИ никак не ощущают, что их кто-то проверяет, но мониторинг информации идет постоянно, причем этим занимается не только Роскомнадзор, но и Роспотребнадзор, и Госнаркоконтроль. Вопрос закрытия вредоносных сайтов осложняется тем, что большинство из них находится за границей. Тем не менее, практика борьбы с заграничными интернет-ресурсами уже нарабатывается. Закрытию подлежат сайты, пропагандирующие суицид, наркотики и распространяющие детскую порнографию.

Дмитрий Юрин, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области, сообщил, что проверки, проведенные в школах региона, показали: контент-фильтры были установлены не везде. Кроме того, нарушения выявились и в ряде библиотек: там не было списков запрещенной экстремистской литературы, а значит, и сверок имеющихся книг с такими списками. По требованиям прокуратуры выявленные нарушения устранены.

Он также подчеркнул, что отслеживать информацию, появляющуюся в интернете, должны сами владельцы тех или иных ресурсов, социальных сетей и т.д. К примеру, подросток из Шелехова создал в одной из соцсетей страничку, где размещал нацистскую символику и характерные материалы. При этом наказания ему удалось избежать – юноша был несовершеннолетним.

По мнению Александра Павлова, начальника управления общего и дополнительного образования, социальной адаптации отдельных категорий детей минобра региона, назрела необходимость в формировании у молодого поколения информационного иммунитета. Родители и педагоги должны научить детей фильтровать контент самостоятельно. Такие методики уже разработаны и опробованы, в частности, в гимназии № 1 Саянска. Опыт оказался положительным.

Как рассказала Наталья Переломова, проректор по образовательной деятельности Института развития образования Иркутской области, учащиеся гимназии не употребляют психоактивные вещества, они не подвержены влиянию религиозных сект и не замечены в совершении правонарушений. Такого результата удалось добиться благодаря тому, что детей, начиная с младших классов, учили, как определить негативные источники информации, понять, что кто-то пытается манипулировать их сознанием. Причем все эти вопросы рассматривались не только на примере интернет-пространства. Школьникам объясняли, как и почему появляются определенные статьи и ролики во время выборов, для чего распространяется информация о несуществующих заболеваниях и т.д.

Не только искать негатив в сети, но и бороться с ним учат в Байкальском государственном университете экономики права. Анна Бычкова, кандидат юридических наук, ведет там спецкурс по борьбе с наркотиками, и ее студенты на практических занятиях добиваются блокировки вредоносных ресурсов. О местонахождении опасного контента можно сообщить на сайте http://eais.rkn.gov.ru

Татьяна Малых, доцент кафедры управления инновационными процессами и педагогических технологий Иркутского института повышения квалификации работников образования, напомнила о том, что серьезный вред ребенку могут нанести не только порносайты, а также ресурсы, открыто призывающие к насилию, но и хорошо закамуфлированная, но не менее негативная информация. К примеру, это мультфильмы, где главная тема «Дети без родителей», где нет института семьи и даже намека на общепринятые ценности. Также это фильмы, пропагандирующие, что убийство во имя добра – это, возможно, и хорошо, и т.д.

По итогам круглого стола его участники приняли рекомендации правительству и органам местного самоуправления региона, СМИ. В частности, предлагается создать многоканальную горячую линию для приема сообщений о распространении вредной для детей информации, принять программы обеспечения информационной безопасности, внедрить методики обучения школьников правилам безопасного поведения в интернет-пространстве.