23.07.2014 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
23.07.2014 07:15

Режиссер Александр Кононов: Познаем театр сегодняшнего дня!

«Весь мир театр, а люди в нем актеры» – считал великий Шекспир. Однако организаторы Международного фестиваля любительских театров, театров-студий и драматических коллективов «Сибирская рампа» восприняли это высказывание слишком буквально и выбрали сценой для своих творческих экспериментов природу острова Ольхон.

Уже 15 лет это событие собирает «любителей» со всего мира, которые приезжают, чтобы сыграть свои спектакли в великолепных декорациях Байкала. В этом году фестиваль стартовал 22 июля в поселке Хужир при традиционной поддержке министерства культуры и архивов Приангарья, областного Дома народного творчества и досуга, а также Международной ассоциации любительских театров и Союза театральных деятелей России.

Автором идеи форума и его организатором является ангарский театр «Факел». Кстати, этот творческий коллектив с 55-летней историей недавно, без объяснения причин, выгнали из Дворца культуры «Современник». Об этой непростой ситуации и о проведении юбилейного фестиваля газете «Областная» рассказал главный режиссер театра Александр Кононов.

– Александр Иванович, фестиваль в этом году юбилейный и, наверное, будет особенным?

– Действительно, ведь мы задумали присвоить мероприятию имя народного артиста России, профессора Московского театрального института им. Бориса Щукина Юрия Авшарова, который 11 лет возглавлял творческую часть фестиваля. Мы даже отмечали его 80-летие на Байкале, потом он заболел, не смог приехать и два года назад ушел из жизни. Естественно, с его именем связано все, что происходит на фестивале, поэтому было принято решение присвоить «Сибирской рампе» его имя. И нам приятно, что на фестиваль в этом году приехали и его родственники.

– Какова в этом году тема фестиваля?

– «Познаем театр сегодняшнего дня»! Ведь театр сейчас становится многоликим, разнообразным и являет собой не только классические варианты, но и очень мощное направление, связанное с организацией акций, флэшмобов, перфомансов. И если мы движемся в направлении европейского театра, то должны эти явления изучать. Основной теорией театрального искусства за рубежом сегодня является постдраматизм. Встретить в Европе театр в классическом варианте уже практически невозможно. Театральное действо там может происходить в метро, в парке, на воде. Наш фестиваль, кстати, как раз предоставляет коллективам такую возможность. Артисты играют постановки в лесу, в огороде, на заброшенном рыбзаводе, в детском саду, на берегу Байкала. При этом сами выбирают время представления.

– Сколько театров и откуда приехали в этом году в Хужир?

– Более 20 коллективов от Амурской области до Подмосковья, всего около 350 человек. Очень много театров из Иркутской области: Братска, Усолья-Сибирского, Ангарска и других городов и поселков. В этом году было традиционно много заявок из-за рубежа: Португалии, Египта, Турции, Африки, Белоруссии, но Международная ассоциация любительских театров в связи с тяжелой обстановкой в мире посоветовала отложить поездки до следующего лета. Кстати, наш форум является открытым, попасть на него может любой коллектив вне зависимости от его уровня.

– Кто в этом году будет вести творческую лабораторию фестиваля?

– Ее возглавляет профессор Российского университета театрального искусства Михаил Чумаченко. Среди педагогов по актерскому мастерству его коллега Роман Картаев и Юлия Авшарова – дочь Юрия Авшарова, которая работает на кафедре актерского мастерства в Международном славянском институте Москвы. Направление кукольных театров возглавляет режиссер, специалист иркутского Дома народного творчества Валерий Кирюнин. Он традиционно ведет эту программу, и она пользуется большой популярностью у участников. Московский театральный художник Сергей Зюзько расскажет коллективам, как правильно оформить спектакль.

– Как вообще родилась идея этого фестиваля?

– Однажды мы с ангарским режиссером Тагиром Хамитовым приехали отдыхать на Ольхон и увидели, что там очень театральная атмосфера. Сопки, которые выглядят как греческий амфитеатр. Большое пространство, которое провоцирует театральную энергию и импровизационное состояние и оживляет все, что связано с театром. Тогда родилась идея фестиваля. Первая «Сибирская рампа» прошла под руководством Владимира Байчера, который сейчас является деканом режиссерского факультета Российского университета театрального искусства. Туда съехалось около 60 человек, и мы поняли, что все получилось, ведь сама природа Ольхона дает мощный творческий импульс. Год от года фестиваль стал набирать популярность среди коллективов, вплоть до того, что нам пришлось ограничивать число желающих.

– Ведь была даже идея построить в Хужире театральный центр?

– Проект Международного летнего театрального центра бесплатно разработала молодой архитектор Юлия Мушникова. На основе этой работы она защитила на отлично диплом, а проект опубликовали в журнале «Архитектор» как лучший центр, который может быть воздвигнут на Ольхоне. Но денег на его строительство до сих пор нет. Хотя наш президент и говорит о том, что духовное обнищание нации достигло предела и нужно развивать театры-студии, поскольку они дают людям мироощущенческое начало. Ведь театр – это всегда обсуждение каких-то идей, общение и погружение в некий интеллектуальный слой, что дает почву для духовного развития молодежи. Наверное, поэтому у нас нет ни наркоманов, ни алкоголиков, а еще наш фестиваль – единственный из подобных, где не проводятся дискотеки. Поскольку здесь ребята до трех-четырех часов ночи занимаются театральным искусством.

– Слышала, что театр «Факел» больше не базируется во Дворце культуры «Современник»?

– Дворец культуры расторг со мной договор, без объяснения причин. Но мы не можем позволить, чтобы «Факел», который 55 лет работал в городе и имеет достаточный авторитет из-за этого исчез. Ведь театр – это не помещение, а духовная работа, и люди, которые в нее вовлечены. И они никуда не исчезли. Сейчас в театре занимаются порядка 70 человек, у нас есть детская, молодежная студия и взрослый коллектив.

– Говорят, в Ангарске давно уже есть предпосылки для открытия молодежного театра?

– Да, это так, и, возможно, он откроется на базе «Факела». Ведь мы самодостаточный коллектив, нас знают не только в России, но и за рубежом. Например, в августе пригласили на Международный фестиваль в Финляндию. В 2012 году мы получили звание лучшего художественного коллектива Иркутской области, а мне недавно вручили премию Совета по культуре при президенте России, хотя я ничего для этого специально не делал. Мы, кстати, когда у нас было помещение, работали как Молодежный театральный центр – организовывали фестивали, приглашали педагогов и все любительские коллективы города, причем совершенно бесплатно. Поскольку, на мой взгляд, как только театр начинают волновать деньги, его нужно закрывать. Немцы, которые сейчас достаточно успешно работают в театральном процессе, вообще говорят – чтобы сохранить здоровье нации, нужно ставить некоммерческие спектакли, поэтому у них идет Чехов, Ибсен, Брехт, а у нас – «Неженатый таксист», «Самая веселая ночь» и так далее.

– Расскажите, как вы сами, будучи выпускником Театрального института им. Б. Щукина, попали в этот театр?

– Меня пригласили в «Факел» в 1981 году, когда я защищал диплом, поскольку из театра уезжал режиссер. Я пообещал поставить там дипломный спектакль, и если это совпадет с направлением театра, остаться. Мы сделали постановку «А поутру они проснулись» Шукшина, которая всем понравилась, и меня взяли в штат.

– За эти годы не было ли у вас желания ставить в профессиональном театре?

– Меня приглашали на работу в московские и петербургские профессиональные театры, но мне показалось более интересным остаться в «Факеле» и ставить со своими единомышленниками то, что хочется, а не какие-то идеологически выверенные, датские спектакли. И о своем решении я не жалею.