Села Приангарья пока сохранят свои полномочия

Общественные слушания по проекту закона «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» состоялись в Законодательном Собрании региона.

Открывая заседание, Борис Алексеев, председатель комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении ЗС, напомнил, что в стране дан старт продолжению муниципальной реформы, но уже в экономическом плане. 

Федеральный законодатель обязал субъекты РФ до конца текущего года определить перечень полномочий сельских поселений. Однако так как впереди ожидаются изменения в Бюджетный кодекс РФ, губернатором Иркутской области в Заксобрание внесен законопроект, закрепляющий за сельскими поселениями текущие полномочия.

В течение переходного периода – 2014–2015 годы – предполагается определить, какие дополнительные обязанности хотели бы возложить на себя муниципалитеты, для этого с каждым МО будет проведена индивидуальная работа.

– Полномочия должны быть подкреплены финансовыми возможностями, – подчеркнул Борис Алексеев.

Роман Буянов, полномочный представитель губернатора Иркутской области в Законодательном Собрании, пояснил, что в связи с изменениями в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», значительная часть полномочий сельских поселений передана в районы, но при этом субъекты РФ получили право перераспределять обязанности между районами и поселениями.

В соответствии с федеральным законом с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляется 13 полномочий, а не 39, как раньше. При этом реальных из них, можно сказать, семь, так как остальные – это составление проектов бюджетов поселений, установление местных налогов и т.д.

Правительство Иркутской области приняло консолидированное решение оставить пока все, как было. В частности, это связано с тем, что в Госдуму внесен проект поправок в Бюджетный кодекс РФ, которыми предлагается перераспределить ряд доходных источников местных бюджетов, определить иные принципы выравнивания бюджетной обеспеченности. Так, предлагается в казну муниципальных районов направлять 5% налога на доходы физических лиц, взимаемого в городских поселениях, и 12% – в сельских. Также в районы планируется передавать 50% единого сельскохозяйственного налога, собираемого в городских поселениях, и 70% – в сельских. При этом в случае принятия соответствующего регионального закона может появиться возможность передачи налоговых доходов муниципальных районов в бюджеты сельских поселений. Изменения коснутся также расчетов бюджетной обеспеченности. Таким образом, правительство Приангарья решило дождаться принятия внесенного в Госдуму законопроекта, а затем уже приступить к определению полномочий сельских поселений, учитывая доходы того или иного муниципалитета. В течение 2015 года будет проведен анализ возможностей поселений и желаний районов, затем появится необходимый проект закона.

Зоя Масловская, исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, отметила, что территории региона не проявили должной активности при обсуждении данного вопроса. Заключения на законопроект представили 19 районов и всего пять сельских поселений. Практически все отзывы положительные, и лишь группа глав поселений Осинского района высказалась категорически против, мотивировав свою позицию тем, что в небольших муниципалитетах нет средств.

То, что к каждому муниципальному образованию требуется индивидуальный подход, стало ясно и в рамках общественных слушаний. Одни сельские поселения были готовы принять полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, представители других заявили, что этим должны заниматься именно районы. 

Завершая дискуссию, Борис Алексеев еще раз подчеркнул, что все возникающие вопросы будут отрегулированы в рамках переходного периода. Законопроект «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области отдельных вопросов местного значения» планируется рассмотреть на ближайшей сессии Заксобрания.