Любовь к старинному авто

В Иркутске создан мини-музей истории мирового автопрома

В кабинет Сергеева ходят как в мини-музей истории мирового автопрома. Одних рулевых колес собрано более десятка. Самый раритетный – руль от немецкого «Опель капитана» образца 1938 года. Можно сказать, самого служивого «капитана», поскольку это одна из наиболее удачных моделей немецкой автопромышленности, пережившая войну. Она впервые сошла с конвейера именно в 38-м году.

– С него, между прочим, срисовали руль для нашей «Победы», – сообщил Михаил Петрович. – Рядом с ним, вон тот, простенький – это от «виллиса», а пониже – от «студебеккера». Машина тяжелая, а гидроусилителей тогда еще не было, вот и приходилось делать рули с тележное колесо, чтобы вручную повернуть. Видите, даже четвертый луч поставили для крепости.

В коллекции Сергеева представлена вся линейка «волговских» рулей, от первоначального двухцветного варианта (круг черный, середина белая) до белого. Есть рули от «Москвича», есть от «Победы», есть даже от… Ил-12.

– Почему из другой оперы, – возражает Михаил Петрович. – Мы же авиационно-автомобильный факультет.

Самолеты, конечно, хорошо, но стихия заведующего лабораториями кафедры автотранспорта ИрГТУ – автомобили. И неважно какие – отечественные или зарубежные. На полках выстроены в ряд автомобильные приемники. Еще доисторические, ламповые. Но все в рабочем состоянии. Даже приемник от «Понтиака» 49-го года выпуска с редкой вертикальной шкалой настройки способен выйти в эфир. Только смысла нет выходить. На прежних радиоволнах, когда-то шумных, остался лишь один канал.

Начало музею положила картинная галерея, занявшая одну из стен кабинета. Только вместо картин – автомобильные номера из Японии, Австралии, США, Великобритании. Одним словом, из всех стран, откуда иркутяне привозят свои машины. При их регистрации ГАИ снимала заграничные номера и, по доброте душевной, пополняла сергеевскую коллекцию.

– Каждая страна по своим меркам номера кроит. Мы раньше придерживались американского стандарта, по которому задний номер делался квадратным. Если не ошибаюсь, с 1980 года европеизировались и стали задний и передний изготовлять одинакового размера. Пришлось вместе с номерами и задние сигналы поворотов на «Волгах» и «Победах» менять с американских красных на оранжевые европейские. Одно время даже шли разговоры запретить ввоз американских машин, поскольку их поворотники не вписываются в наши ГОСТы.

В центре номерной стены, как голова какого-то тотемного животного, укреплена никелированная решетка автомобильного радиатора.

– С ней мне просто повезло. Захожу в гараж моего знакомого, – рассказывал Сергеев, – и вижу на стене эту решетку. Что за железяка, спрашиваю у него как можно равнодушнее. А черт ее знает, висит да висит. А я-то с первого взгляда понял – это морда радиатора знаменитого DKV F7, который пользовался огромным спросом в 30-х годах по всей Европе. Вы знаете, откуда у «Ауди» эмблема из четырех колец? Когда в послевоенной Германии разразился экономический кризис, четыре ведущих автостроительных фирмы – «ДКВ», «Хорьх», «Вандерер» и «Ауди» – чтобы выжить, объединились в «Автомобильный союз», эмблемой которого и стали четыре кольца, по числу участников, входящих в этот союз. После войны три автозавода постепенно обанкротились, на плаву осталась лишь «Ауди». Ее хозяева сочли разумным сохранить старую «этикетку», которая к тому времени стала широко известна по всему миру.

Самодельный музей, спрятанный в цоколе «политеха», пополняется по-разному:

– Друзья приносят, знакомые, сам покупаю… Бывает, по интернету какую-нибудь диковинку закажу, даже из Америки присылают.

Но все это по большому счету игра в бирюльки, главное увлечение Сергеева – коллекционирование автомобилей. Через его руки, как он признается, прошло не менее 70 самых разных легковых машин, начиная с БМВ 38-го года выпуска.

– Чтобы крупную коллекцию собрать, надо большой гараж иметь. А где его возьмешь. Поэтому покупаешь, продаешь… Приоритеты со временем меняются: то к одному тянет, то к другому.

Сегодня у Михаила Петровича в приоритете отечественные легковушки. Самое дорогое приобретение (не по цене, а по значимости) – «эмка-пикап», которая выпускалась всего один год – с 1939-го по 1940-й. В войну почти вся серия погибла, до нашего времени дожили лишь пять экземпляров.

– Одна из этих пяти машин – моя. Ей посчастливилось – попала в Маньчжурию. Оттуда ее перегнали в Бурятию, а из Бурятии уже к нам. Я ее разыскал в маленькой деревушке под Олонками. Старик, владелец, умер, а сын продавал. Я восстановил документы, зарегистрировал, поставил номера. Она полностью на ходу, садись и езжай.

На ходу и остальное его автохозяйство: «Москвич-401», «Победа» и «Волга» ГАЗ-21. «Москвича» он приобрел года три назад, и только как промежуточный мостик между «эмкой» и «Победой». Вообще-то, этот малыш ему нравится. Его выпуск освоили после войны, скопировав один к одному с «Опель кадета». Чтобы наладить производство, собрали среди немецких военнопленных автоинженеров и поставили задачу: пока не запустите конвейер, домой не вернетесь.

– Я бы сделал по-другому: отпустил немцев только после того, как они бы начали выпускать «Мерседесы», – смеется Михаил Петрович.

Его привычная рабочая лошадка – «Волга» ГАЗ-21. Он уже три таких «Волги» изъездил. Нынешняя досталась ему, можно сказать, в идеальном состоянии, с родными болтами и гайками и смехотворным пробегом в 40 тысяч километров. Владелец был крупным чиновником и катался на персоналке, садясь лишь изредка за руль своей машины.

– Я знал такого. Его личная «Волга» безвылазно стояла в казенном гараже. Туда он наведывался раз в три месяца. Обойдет, бывало, вокруг машины, постучит ногой по колесу, сделает глубокомысленное лицо и командует механикам: что-то глушитель поржавел, поменяйте. Потом сын у него вырос, сел за руль и мигом «уделал» машину.

Как бы ни уважал Сергеев «Волгу», любимицей остается «Победа». Он даже в свою электронную почту, как брелок к ключу, вплел аббревиатуру «М-20». Через пару лет его старушке стукнет 60, но бегает она как молодая.

«Победе», между прочим, прочили другое название – «Родина». Помешал товарищ Джугашвили. Когда ему демонстрировали машину, спросил: «По какой цене вы хотите родину продавать?».

Кстати, о ценах. «Москвич» стоил 8 тыс. рублей, «Победа» – 16 тыс. рублей, а «ЗИМ» – 40 тыс. рублей. Для справки: средняя зарплата рабочих и служащих Советского Союза составляла в 50-х годах примерно 600 рублей. Если со временем за «Москвичами» и «Победами» даже выстроилась очередь, то «ЗИМ» продавался совершенно свободно. Заходи и покупай.