Финансовая «трехлетка» готова к работе

В ходе работы 18-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области под председательством вице-спикера Сергея Брилки было рассмотрено 17 законопроектов. 13 из них были приняты в окончательном виде и отправлены на подпись губернатору.

Принят бюджет-2015

Окончательное принятие трехлетнего бюджета – на 2015 год и два последующих – не заняло много времени. Возможности бюджета столь ограниченные, что не позволяют нагружать на него дополнительные расходы. Поэтому неудивительно, что к третьему чтению поступила лишь одна поправка. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин предлагал увеличить расходы на авиаперевозки в Тофаларию, мотивируя тем, что стоимость летного часа вертолетов Ми-8 подскочила на 42%, что неизбежно приведет к сокращению рейсов, число которых сегодня и так невелико.

По мнению областного министра финансов Наталии Бояриновой, к проблеме авиаперевозок надо подходить с другого конца: говорить не столько о недостатке финансовых ресурсов, сколько об эффективности их использования.

Руководители авиакомпании, по ее словам, готовы пойти на снижение стоимости летного часа, если будет введено четкое расписание движения вертолетов. Сегодня борт поднимается в воздух не по расписанию, а по письму или звонку главы администрации. Приходится круглые сутки держать и машину, и пилотов, и обслуживающий персонал в боевой готовности. При наличии расписания вертолет в дни, свободные от полетов в Тофаларию, мог быть задействован на других направлениях.

Существенная экономия финансовых средств видится и в целесообразности разделения пассажирских и грузовых перевозок. Грузовые мог бы взять на себя самолет Ан-2, совершивший уже пробный рейс. Стоимость его летного часа – 65 тыс. рублей, т. е. в два раза ниже, чем у Ми-8.

– Мы не единожды рассматривали вопросы поддержки коренных малочисленных народов, проживающих в Тофаларии, – продолжила министр. – Создана рабочая группа под председательством первого зампреда правительства Николая Слободчикова. Губернатором дано поручение провести заседание правительства, на котором комплексно рассмотреть все проблемные вопросы: и авиаперевозки, и медицинское обслуживание, и школьное образование, и обеспечение правопорядка в населенных пунктах.

Доходы областного бюджета на 2015 год определены в размере 98,8 млрд рублей, расходы – 109 млрд рублей, дефицит – 10,2 млрд рублей. Прогнозный объем доходов в 2016 году составляет 101,9 млрд рублей, а в 2017 году – 101,2 млрд рублей. А вот расходы возрастут в 2016 году до 113,7 млрд рублей, а в 2017 году – до 114 млрд рублей.

Одновременно с бюджетом депутаты приняли и постановление Законодательного Собрания, в котором изложили все свои пожелания правительству области. Как сказала председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова, постановление – это программа работы над бюджетом в следующем году. В нем определены приоритетные направления, которым будет уделено наибольшее внимание депутатского корпуса: развитие агропромышленного комплекса, обеспечение жильем детей-сирот, обновление парка противопожарной техники, позволяющей повысить оперативность тушения лесных пожаров, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, на которых не распространяется действие «майских» указов президента.

Одновременно произведена небольшая корректировка бюджета-2014. Связана она, как объяснила министр финансов области Наталия Бояринова, с необходимостью распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями. 12,4 млн рублей, полученные из федерального бюджета, направляются на развитие региональных и муниципальных учреждений культуры, а еще 5,1 млн рублей – на поощрение органов местного самоуправления, чья работа была признана наиболее эффективной по итогам 2013 года. Идя навстречу пожеланиям органов местного самоуправления, областной минфин произвел также перераспределение субвенций на общее и дошкольное образование между районами.

Окончательные параметры бюджета-2014 таковы: прогнозируемые доходы – 100,3 млрд рублей, расходы – 115,3 млрд, дефицит – 14,9 млрд рублей, или 18% от общего объема доходов.

Финансовый блок законодательных актов, вынесенных на сессию, завершился принятием поправок в областной закон «О бюджетном процессе Иркутской области». Вызваны они изменениями, внесенными в сентябре в Бюджетный кодекс РФ. Главная новелла, внесенная в кодекс, предлагает субъектам РФ составлять свои бюджеты на основе долгосрочных – до 12 лет – прогнозов социально-экономического развития.

Законопроект, принятый под аплодисменты

Для жителей Ангарска и близлежащих к нему поселений – Савватеевки, Одинска и Мегета – минувшая сессия была знаменательна, она реализовала их давнее желание объединиться в один городской округ. Неоднократно проводимые опросы населения и общественные слушания склонялись к этой мысли. Не хватало лишь одного компонента – политической воли.

В этом году явилась и она. Последнее препятствие – изменение статуса поселка Мегет, поскольку по законодательству объединиться могут лишь одно городское поселение и несколько сельских. А тут целых два – Ангарск и Мегет. Следовало перевести рабочий поселок Мегет в разряд сельских поселений. Собственно, его уже и рабочим назвать нельзя: Основное предприятие – завод металлоконструкций – находится в процедуре банкротства. Перспективы развития связаны с сельхозпроизводством – подразделение ООО «Саянский бройлер», да и большое количество личных подсобных хозяйств. В ноябре почти все население высказалось за сельский статус.

Областные законодатели тоже не возражали против такого перевода, тем более, полномочный представитель губернатора в ЗС Роман Буянов заверил, что все льготы для жителей Савватеевки и Одинска будут сохранены. С переводом рабочего поселка Мегет в сельский населенный пункт его жители получат не только низкие энерготарифы, но могут претендовать и на иные льготы, предусмотренные для сельчан. Все эти вопросы, сказал Роман Буянов, областное правительство берет под свой контроль.

– Этого события, – сказал председатель думы Ангарского муниципального образования Александр Городской, – мы ждали многие годы. Двоевластие, когда с одной стороны – администрация района, а с другой – города Ангарска, не способствовало конструктивной и плодотворной работе. Экономический упадок и уход инвесторов с некогда благополучной территории – вот что мы получили за последние десять лет. 70 депутатов пяти дум поселений и Ангарского района единогласно поддержали решение о преобразовании в Ангарский городской округ. От их имени я вношу в Законодательное Собрание проект соответствующего закона.

Он был принят под аплодисменты сразу в двух чтениях, получив единогласную поддержку парламентариев.

Досье на депутатов

Комиссией по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями была подготовлена информация о работе депутатов ЗС в течение первого года деятельности областного парламента, с которой выступил на сессии председатель комиссии Владимир Матиенко.

Он напомнил, что в состав Собрания избраны 45 депутатов, из них 22 – по одномандатным округам и 23 – по партийным спискам. 31 мандат принадлежит партии «Единая Россия», шесть – КПРФ, по четыре мандата имеют две политические партии – «Гражданская платформа» и ЛДПР. Более трети депутатов уже работали в предыдущем созыве. Из новичков восемь человек пришли из органов местного самоуправления, занимая выборные и представительные должности: мэра района, председателя городской думы, депутатов городских и районных дум.

Ветераном законотворческой «службы» является Геннадий Истомин. Нынешний парламентский созыв стал для него уже шестым.

– Это человек-легенда, – пошутил Владимир Матиенко. – По политическому долголетию он пример для всех нас.

По возрастному долголетию нет равных Илье Сумарокову. В этом году он отметил свое 78-летие. А самые молодые – Наталья Дикусарова и Тимур Сагдеев – прошли 35-летний рубеж.

Высок и образовательный уровень депутатского корпуса. Высшее образование имеют 97% депутатов, а у 10 человек есть дипломы двух и более вузов. Кроме того, шесть человек имеют степени кандидатов наук.

В ходе 14 сессий ЗС было рассмотрено и принято 337 законопроектов, из которых 13 было подготовлено единолично самими депутатами, а 10 – разработано в составе группы.

Самым дисциплинированным депутатом признан Борис Алексеев. Он не только не пропустил ни одной сессии, ни одного заседания возглавляемого комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении, но и заседания тех комитетов, в состав которых он входит. А вот ряд депутатов, отметил Владимир Матиенко, выработали хитрую тактику: посидят на сессии до обеда, а потом тихо покидают зал заседаний. «Предупреждаю, мы все видим и заносим в свои кондуиты».

Лидерами по числу выступлений на сессиях стали Андрей Лабыгин и Сергей Бренюк. Но есть группа депутатов-молчунов, не задавших ни одного вопроса и ни разу не высказавших своего мнения.

Одна из форм депутатской деятельности – личный прием населения. Лучше всех эту связь со своими избирателями осуществляют Борис Алексеев, Геннадий Нестерович, Александр Битаров, Андрей Лабыгин. За год через их приемные прошло по 250 и более человек.